Galina Malamant (malamant) wrote,
Galina Malamant
malamant

Category:

Кинофильм «Северный ветер»


Холодно или горячо?


Вместо вступления

Я регулярно смотрю фильмы. К этому приучена с детства. В городе, где жила, каждые понедельник и четверг показывали новые картины. Мы с мамой не пропускали ни одной новинки. Сейчас, когда обвал фильмов, стараюсь посмотреть как можно больше, особенно те, о которых много говорят. Не стал исключением фильм Ренаты Литвиновой «Северный ветер».

Вступление

Рената Литвинова — это имя. Помогла его заработать незаурядный, великий режиссер Кира Муратова, которой и посвящен фильм «Северный ветер».

У вас бывает состояние, когда после просмотра фильма не можешь дать ему оценку? Ни хорошую, ни плохую — никакую! В растерянных чувствах я обратилась к критическим статьям: пусть они мне объяснят, что к чему, коль скоро сама «не доросла» до понимания.

Эта идея была плохой.

Рецензия одного и того же критика-профессионала по одному и тому же поводу может быть как восторженной, так и убийственной. От чего это зависит? От впечатлений. От настроения рецензента. От заказа. От имени.

Когда творческий человек зарабатывает имя, никто из критиков и не пытается его оспорить. Обычно следует хвалебная рецензия. А просчеты зачастую объясняются философией, которую надо постичь.

Тот самый случай и с фильмом «Северный ветер».

Вот если бы Муратова оценила фильм своей ученицы — я бы безоговорочно поверила в ее оценку. Чем меня не устроила масса прочитанных рецензий профессиональных критиков? Потому что авторы апеллируют к «философии, которую надо постичь». Или к такому объяснению: «Необходимо понимать, что картина очень личная для её создателя», и что «картины фильма построены на личных ассоциациях автора», его персональные «отсылки к своим и чужим литературным и кино-произведениям».

Позвольте спросить: если всё так лично, нужен ли зритель-соглядатай?

Поэтому поделюсь впечатлениями без оглядки на кого бы то ни было.

Время и место

Действие разворачивается в неопределенную эпоху: архитектура, костюмы и автомобили из разных веков. Где происходит действие — тоже неизвестно. Однако понятно, что до Северных полей можно добраться лишь на самолете. Но оттуда, из мрачного замка среди заснеженного леса, открывается вид на Спасскую башню Кремля. Логично? Впрочем, что не укладывается в привычную логику, логично для сюра.

Семейные традиции

На территории «Северного ветра» правит бал матриархат. Край, где главенствуют женщины, Литвинова называет Северными полями.
Чужаков сюда не принимают. Здесь, в устоявшемся мире всесильного семейного клана, практически не выпускают из рук бокалы с шампанским, изо рта — горящую сигарету. Здесь дышат газом, который «вставляет», принимают любовные утехи от куклы, которая постоянно выбрасывает язык, как змея. Здесь не чужды однополых отношений.

Вокруг сменяются уклады, «везде идут войны», а семейный клан демонстрирует свою стабильность. Потому что во главе угла — любовь, которую можно ждать бесконечно, и которая опора всех надежд.

Про послание из 25-кадра, воздействующего на нас, не забыли?
На всякий случай напомню. Бытовала теория: человек может воспринимать лишь 24 кадра в секунду. Однако если добавить дополнительный кадр, то появившийся на секунду этот кадр проходит мимо сознания. Он попадает в подсознание и оказывает влияние на человека. А еще убеждали — иностранный язык во сне почти мгновенно можно выучить.

Напомню также анекдот с «бородой».

Поспорили Иван с Абрамом: сколько раз бьют куранты в полночь.

- 12 раз, - утверждает Иван.
- 11 раз, - возражает Абрам.
Приехали спорщики к Спасской башне.
- Бум, - ударили куранты.
- О! -восторженно воскликнул Абрам.
- Бум, - ударили куранты снова.
- Раз, - начал подсчет Абрам...

Если бы не фильм, вряд ли вспомнила бы теорию, давно признанную шарлатанской, и смешной анекдот.
У Литвиновой куранты бьют 13 раз. И число 25 есть, чуть ли не 25-кадр. И эти фатальные числа дают уверенность семье: человек сильнее и выше всех обстоятельств. «Жизнь – это сон», – утверждается в фильме. А во сне вообще может происходить все, что угодно (помните: можно даже изучить иностранный язык?), и действовать можно, как угодно.

Поворотным для сюжета становится важное семейное событие: Бенедикт (Антон Шагин), сын Маргариты, собирается жениться на стюардессе Фанни, но та улетает, исчезает навсегда. Бенедикт женится на ее сестре, Фаине (Софья Эрнст).

И тогда стали случаться неприятности: гниют деньги, закрывается фабрика, ржавеет самолет... Матриархат дал трещину? Да нет, всё поправимо: деньги можно обменять в банке, а благополучие — всё тот же залог стабильности. И всё так же здесь умеют защищать и оправдывать своих. Вплоть до того, что доводят до психоза, а затем и убивают затесавшегося чужака, не согласного с традициями клана и неспособностью понять их умения любить.

Сцена убийства длится долго, хотя зрителю её не показывают. Вместо неё крупным планом — реакция Маргариты: ни один мускул не дрогнул, несколько раз моргнула, один раз поправила волосы. А как иначе, если чужак виновен в собственной гибели?

«Какая ужасная женщина, что она с нами сделала», - подводит итог героиня с бокалом шампанского в руках.

Как?


Снимки из открытых источников интернета

Присутствуют все обычные «фишки» творчества Литвиновой: раздробленное повествование, манерность актерской игры, выпяченное эстетство...
Раз Северный край — значит, вполне может быть оправдан олень. Правда, он появляется не в природе, а в помещении замка. Зато героиня, как заправский оленевод, за рога выводит его. Картина маслом! Из живности также показана крыса, и также безо всякой смысловой нагрузки. А вот чёрный ворон «при деле»: он даёт героине прикурить! Точнее, подносит огонь к её сигарете, как его и надрессировали. Такие «ружья», однако, ни в начале, ни в конце действия не выстреливает. Видимо, это попросту должно заинтриговать зрителя. Впрочем, что действительно интригует — искренность и откровенность автора фильма. Не каждый способен признаться даже самому себе, что у него спрятано внутри.

Литвинова и в жизни искренна. Посмотрела ролик — интервью с ней.
На вопрос, что она желает дочери, 19-летней Ульяне Добровской (которая сыграла в фильме роль стюардессы), Рената Литвинова отвечает:

- Найти любовь. Найти свое дело. Все дети принцев ищут? Пускай она найдет своего принца или принцессу!

Из того же интервью, про то, кто лучший композитор, говорит:

- Земфира. Это — величина бессменная. Вечная. Навсегда. Наша вспышка и антиматерия.

Философия любви

Музыку к фильму написала Земфира. Ария в исполнении героини- оперной певицы (играет роль Хибла Герзмава) — воистину вспышка. Примечателен трек «Злой человек». Антиматерия? Ну да, некий энергетический сгусток. И вот как он подан.

Маргарита-Литвинова, сидя за рулем автомобиля, едет сквозь падающий снег. Звучит текст — трек состоит из нескольких слов. Маргарита продолжает путь сквозь снег. Эти несколько слов повторяются. Маргарита все так же едет, слова вновь повторяются, снег идет... А едет ли Маргарита? Скорее, это кадр завис — мы видим один и тот же, бесконечно долгий кадр.
Похоже, режиссер призывает любоваться красотой героини, не иначе.

Помнится, бесконечно можно любоваться другими явлениями. И никак не складывается к огню, воде и работе такое самолюбование. А кто у нас режиссер? Литвинова. И сценарист, и продюсер — Литвинова, и закадровый текст читает Литвинова. Вот разве что не поет Литвинова.
В фильме ряд героев. Но когда они собираются большой компанией за новогодним столом, и даже когда они показаны по отдельности, - все герои являются фоном Маргариты, то бишь Литвиновой. Она затмевает всех — нарядами, крупными планами. И даже железным пальцем, который напоминает, кто в фильме власть и красота.

Всё же одну героиню отмечу отдельно: Татьяна Пилецкая. Актрисе возраст не помеха, она так же привлекательна, как какие-то 60 лет назад. Глава клана, героиня Пилецкой, всего-навсего следит за соблюдением этикета и традиций. Потому что фактически всем руководит ее старшая дочь Маргарита.

Каждый человек должен любить себя. Но явление, когда такая любовь — безграничная самовлюбленность, получило название: «нарциссизм». Если бы не было этого определения, можно было бы явление назвать «литвинизмом». Такая вот философия любви получилась.

Вместо заключительной части

Из диапазона оценок приведу два зрительских мнения:

«Фильм суперский!!!»

«Г-но конченое».

Не верьте. Составляйте собственное мнение. Смотреть надо!
И мне не верьте: «у меня есть мнение, но я с ним не согласна». Ведь я рада, что посмотрела фильм!



Tags: #любимыйфильм, #сновавесна
Subscribe

  • Фестиваль кайтсёрфинга в Атлите

    В субботу небо над пляжем Нeве Ям в Атлите было расцвечено кайтами - воздушными змеями. Кайты были заметны издалека, с прудов близ крепости в…

  • Красный Юг

    Традиционный ежегодный фестиваль "Красный Юг" - фестиваль алых анемонов Фестиваль "Даром адом" (в переводе - "Красный юг") в пустыне Негев:…

  • Кфар Мрар. "Оливковая ветвь Галилеи"

    Жители Галилели говорят о себе: "Мы не родились с серебряной ложкой во рту, но родились с ложкой оливкового масла" Кфар Мрар (деревня Мрар) в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 81 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Фестиваль кайтсёрфинга в Атлите

    В субботу небо над пляжем Нeве Ям в Атлите было расцвечено кайтами - воздушными змеями. Кайты были заметны издалека, с прудов близ крепости в…

  • Красный Юг

    Традиционный ежегодный фестиваль "Красный Юг" - фестиваль алых анемонов Фестиваль "Даром адом" (в переводе - "Красный юг") в пустыне Негев:…

  • Кфар Мрар. "Оливковая ветвь Галилеи"

    Жители Галилели говорят о себе: "Мы не родились с серебряной ложкой во рту, но родились с ложкой оливкового масла" Кфар Мрар (деревня Мрар) в…