Galina Malamant (malamant) wrote,
Galina Malamant
malamant

Category:

Живопись Арика (Эриха) Брауэра


Цвет и сны из иных миров

8 декабря — Международный День художников

Наверняка, многие видели или слышали о "Доме Хундертвассера" в Вене.


Среди классических зданий этот жилой дом выделяется особой "внешностью", связанной с природой. Австрийский художник и архитектор Фриденсрайх Хундертвассер считается одним из самых креативных архитекторов мира.

В музее Хундертвассера, тоже в Вене, показывают сокращённый вариант документального фильма 1972 года "Hundertwassers Regentag" (буквально: "Дождливый день Хундертвассера"), в котором звучат две песни. Исполняет их Арик Брауэр. Как мне казалось на тот момент, я впервые слышу это имя.

- Вы видели Дом Брауэра? - спросил меня наш экскурсовод.
- Дом, в котором живет певец? - уточнила я.
- Дом, построенный по проекту архитектора Брауэра, - прозвучало в ответ.

Увы, не видела, и не слышала, и времени, чтобы посетить еще одну достопримечательность Вены, уже не было. Так что снимок из интернета:


Автор проекта - архитектор Эрих Брауэр, австрийский профессор искусств.

Знала обрывочные сведения об одном художнике: яркий представитель фантастического реализма Брауэр. Но сложить "2 + 2", опять-таки, на тот момент, не получилось.


Арик (Эрих) Брауэр. Пейзаж.

Не так давно я посетила в Хайфе Центр Кастра, который украшают мозаичные панно художника Брауэра. Посетила наскоком, потому что уже смеркалось, быстро стемнело. И снова для меня автор этих работ, художник Брауэр, был однофамильцем, третьим по счету...

И это всё о нём

Чуть позже это всё же сложилось в систему. Сегодня я впервые соединяю все сведения: и это всё о нём, об одном человеке.


Арик (Эрих) Брауэр

Арик Брауэр (по паспорту Эрих), согласно Википедии, - австрийский художник, график, театральный оформитель, певец и поэт, один из основателей "Венской школы фантастического реализма", наравне с Эрнстом Фуксом и Рудольфом Хауснером.
В Википедии забыли упомянуть, что этот талантливый человек был также блестящим танцором. За свою плодотворную жизнь он успел и выстроить дома, которые сравнивают с творениями Хундертвассера, и создать живопись, да и попросту профессионально реализоваться, став профессором Венской Академии искусств.

Брауэр родился в 1929 году в Вене, в семье еврейского сапожника-эмигранта. При нацистах его отец погиб в концлагере, а сам он скрывался. (Хундертвассер и Фукс были отчасти еврейского происхождения, но были крещены, что помогло избежать репрессий.) Живёт и работает в Вене.

После окончания войны учился в художественной академии и музыкальной школе одновременно. Поворотным пунктом стало для него длительное велосипедное путешествие по Северной Африке и Израилю в начале пятидесятых. В его до тех пор землистый, «брейгелевский» мир вошли краски Востока (снимки художественных полотен - из интернета):



Я нашел мои подлинные цвета достаточно поздно и совершенно внезапно, в один момент. Это произошло во время моего первого пребывания в Израиле. Однажды вечером я сидел на берегу и смотрел на маленькую раковину. Вдруг я увидел, словно в озарении, что цвет начинает светиться, когда он усиливается вторым цветом. Например, красно-коричневый листок делается алым по краям, желтый шар делается белым вокруг центра. В живописи «знать» и «осознавать» – это не одно и то же. Моё осознание интенсификации цвета наверняка не было открытием, но только я сам мог по-своему воспользоваться им. Я отправился домой и стал работать. Эта сияющая ракушка на берегу возле Хайфы решила всю мою творческую судьбу.

После этого Брауэр несколько раз надолго возвращался в Израиль. Не одна только хайфская ракушка изменила его жизнь. В нее вошла Наоми. «Из йеменского квартала донеслось до меня пение ангела, и душа моя больше мне не принадлежала».
В Израиле Арик Брауэр женился.
Певческий дуэт «Наоми и Арик Бар-Ор» выступал с йеменскими и идишскими песнями на улицах израильских городов, Парижа и Вены в середине пятидесятых. Арик, в тюрбане, безрукавке, коротких шароварах, талантливо играл на лютне и арабских свирелях.

В те же годы под идейным руководством профессора Иоганна Мушика окончательно оформилась и громко заявила о себе Венская школа фантастического реализма, к которой принадлежали молодые художники, сдружившиеся еще в классах Венской академии: Эрих Брауэр, Эрнст Фукс, Вольфганг Хуттер, Антон Лемден и Рудольф Хаузнер.
Первая персональная выставка Брауэра прошла в 1956 году в иерусалимском Доме Художников, в помещении академии «Бецалель».
А в 1964 году художник построил в артистическом поселении, "деревне художников" Эйн-Ход на горе Кармель, свой дом, такой же фантастический, как и его картины.










Brauer. "Мой отец зимой"

В его живописи критики усматривают "галлюцинирующее мельтешение Босха и Брейгеля". Отмечая, однако, что дорожку, которую действительно протоптал именно Босх, Брауэр проторил не столько глубже, сколько ввысь, сделав её сияющей и фантастически выразительной. Как и у прочих фантастических реалистов, это выразительность сна, говорящего с самим собой на собственном языке.

Художественный критик Пьер Рестани, восторженный почитатель Брауэра, уже в начале семидесятых писал о том, что «фантастический реализм мертв, и только Брауэр остался последним из праведных».

В восьмидесятые годы европейская коммерческая машина окончательно погубила фантастический реализм, и только Брауэр рождал живописные феерии.

(В 1961 у Арика и Наоми родилась дочь Тимна, ставшая знаменитой певицей. Муж Тимны, Эли (Элиас) Меири – талантливый джазовый пианист, учившийся в Тель-Авиве и Беркли, лауреат множества наград на международных конкурсах и фестивалях.)

«Адам и Ева в Райском саду»
Стенная роспись Брауэра на фасаде хайфского торгового центра «Кастра»

Расписная керамика иллюстрирует 24 библейских сюжета, герои которых - Давид и Голиаф, Самсон и Далила, Моисей, Авраам, Исаак, Давид, Соломон, Гидон, Иосиф и др.









Исаак благословляет Иакова
Благодаря помощи своей матери Ребеки, Иаков крадет благословение старшего сына. Рисунок отображает момент, где благословение переходит от Исава к Иакову. Розовый цвет, в который окрашен Иаков, символизирует переход этого благословения, в то время как безжизненное дерево, растущее из его головы, символизирует долгую дорогу к освобождению, которое его ожидает. Ребека стоит в стороне и прикрывает свое лицо зеленым листом – это означает, что ложь сказанная Исааку, не носит предательского характера, ибо она благословенна в глазах Господа.



Лестница Иакова.
Лестница Иакова - это имя, данное лестнице, которая появилась во сне библейского персонажа Иакова. Но лестница также стала символом связи между Землей и Небесами, а также историей человечества, в которой ступени лестницы представляют собой последовательность царств, которые правили миром.
Свет рассвета и облака образуют лестницу, которая разделяет рисунок надвое. Жизнь Иакова проиллюстрирована в двух частях: до и после чудесного сна. Ангелы представлены как разноцветные бабочки, порхающие в красочном танце над темной землей.




Автопортрет

Вероятно, автор демонстрирует здесь осень жизни. Сейчас у его возраста - зимний сезон. Живите долго на земле! До 120! - как говорят в Израиле.

Автограф художника:


Tags: #наулицезима, личность, художники
Subscribe

  • "Ах ручеёчек, ручеёк..."

    Когда-то понятие "ручей" я воспринимала однозначно как поток воды, текущий после дождя. "НАхаль" — так звучит на иврите водный поток,…

  • Иудейская пустыня. Путешествие по Урагану

    "Берега иногда скучают по реке. Однажды я видел берег, покинутый рекой" - этими строками ивритского писателя и поэта Натана Йонатана начинается…

  • Сад на воде и побережьях («В-в»)

    Наша планета покрыта водой более, чем на половину, а потому существуют и водные растения. Вероника ключевая (анагалисовая, водная) – Veronica…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 63 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • "Ах ручеёчек, ручеёк..."

    Когда-то понятие "ручей" я воспринимала однозначно как поток воды, текущий после дождя. "НАхаль" — так звучит на иврите водный поток,…

  • Иудейская пустыня. Путешествие по Урагану

    "Берега иногда скучают по реке. Однажды я видел берег, покинутый рекой" - этими строками ивритского писателя и поэта Натана Йонатана начинается…

  • Сад на воде и побережьях («В-в»)

    Наша планета покрыта водой более, чем на половину, а потому существуют и водные растения. Вероника ключевая (анагалисовая, водная) – Veronica…