Galina Malamant (malamant) wrote,
Galina Malamant
malamant

Categories:

«Поезд долины»


"Пока не ходят поезда..."

В течение многих лет поселение Гешер ха-Яшан был местом, имеющим стратегическое значение на территории сирийско-африканского разлома. Теперь оно является достопримечательностью на берегу реки Иордан.
Это место для любителей истории, особенно – истории государства Израиль. Дело в том, что история поселения Гешер ха-Яшан ("Старый мост") начинается с 1904 года и тесно переплетается с такими названиями, как Нахараим (первая гидроэлектростанция, построенная на противоположном берегу Иордана) и Ракевет ха-Эмек (поезд назначением Хайфа - Дамаск).

На месте старого кибуца Гешер расположился музей, большая часть которого находится под открытым небом. Стоит отметить, что территория музея находится в пограничной зоне, и поэтому он был открыт при согласовании с Иорданией.

Из истории. Хиджазская железная дорога

Последний глобальный проект Османской империи на закате своего исторического существования - Хиджазская железная дорога. Султан Абдулхамид II в 1900 году принял стратегическое решение построить узкоколейную дорогу, которая связала бы Дамаск и Мекку, тем самым решив разом несколько стратегических задач, не только связанных с упрощением маршрута паломников, но и с оживлением торговли, а также с ускорением переброски армии на южные рубежи империи.


Снимок из интернета

Дорога была построена турками за восемь лет (1900-1908 гг). Основное предназначение - сделать более удобным путь паломников к святым местам ислама в Аравии. Одновременно с ее помощью Османская империя усиливала контроль над своими отдаленными провинциями. Основная железнодорожная линия связала Дамаск с Мединой. Ее длина составила 1320 км.


Снимки из интернета

Железная дорога была проложена по древнему караванному пути, который до ее постройки использовался для перевозки товаров из Дамаска в Аравию и обратно. Весь путь туда и обратно тогда занимал примерно четыре месяца. Караванные торговцы были крайне недовольны новым видом транспорта, поскольку он ставил под угрозу их доходы. Поэтому попытки помешать строительству предпринимались неоднократно. Арабские племена под руководством известного британского офицера Лоуренса Аравийского беспрерывно атаковали турок, препятствуя движению военного транспорта по Хиджазу. Для турок дорога была настоящим вопросом выживания в свете нарастающей напряженности в отношениях с британцами и французами, которые претендовали на контролируемые турками земли Палестины, Аравии и Месопотамии. После завершения строительства Хиджаза турки получали возможность в кратчайшие сроки перебрасывать войска в Палестину и Аравию, поэтому во время Первой мировой войны 1914-18 гг. предпринимались неоднократные попытки нарушить по ней движение, чтобы остановить наступление турецкой армии.

Несмотря на сложности, возникавшие при прокладке дороги, уже через четыре года после завершения строительства в 1908 г. Хиджазская железная дорога перевозила по 300 тысяч пассажиров в год.


Снимки из интернета

В 1916 году мир был в состоянии войны, и большая часть арабоязычных стран контролировалась Османской империей. Союз "Антанта" — Великобритания, Франция и Россия — стремился вытеснить турок из региона. Они призвали Хусейна бен Али, Шерифа Мекки, присоединиться к Антанте и обратить оружие против османов в обмен на арабскую независимость.

Хусейн согласился, и в течение последующих двух лет арабы оказывали содействие в проведении крупномасштабных операций по разгрому турок.
Британцы лишь ждали момента, чтобы нанести удар по слабеющей Османской империи.

За первые три недели мая 1918 года арабы разрушали железнодорожные пути 25 раз. Эти нападения на транспортные системы нанесли серьезный ущерб турецким каналам коммуникации и сыграли важнейшую роль в победе над турками и окончании великой войны.
Движение по Хиджазской дороге продолжалось до 1917 года, пока не пала Османская империя.

После поражения турок Палестина попала под власть британцев. И теперь уже британцы с утроенной энергией продолжили строительство железных дорог. К началу арабо-израильских войн в 1948 году англичане успели завершить масштабный проект. Они достроили ж.д линию до самого Каира и таким образом, по сути, выполнили замысел турок соединить Стамбул и Каир.

«Поезд долины»

Уже после завершения строительства участка Дамаск - Медина турки начали строить стратегическое ответвление дороги от Дейры (Сирия) вдоль рек Ярмука и Иордана на Хайфу, Иерусалим и далее на юг в Египет.

В силу того, что Хайфа в то время переживала экономический подъем, было решено что она будет служить отправным пунктом на Ближнем Востоке. Отрезок дороги из Иордании до Хайфы был построен в 1903 - 1905 годы, и был назван «Ракевет ха-Эмек» («Поезд долины»).


Вокзал в Хайфе. Снимок из интернета
В честь завершения работ в Хайфе был воздвигнут монумент, который стоит и по сей день во дворе железнодорожной станции.

Данный участок дороги проходил через станцию Гешер а-Яшан.

Здесь составы пересекали Иордан по специально построенному «турецкому» мосту (1905)


Для защиты дороги от нападения бедуинов через каждые 20-25 километров были построены станции. Для снабжения дороги водой было вырыто значительное число артезианских колодцев и устроены цистерны для сбора воды в дождливый период для пополнения воды в котлах паровозов.

2) Ж/д станция


3) Цистерна для сбора воды


Строение в депо


Станции представляли собой хорошо укрепленные крепости - гарнизоны, в которых могли размещаться турецкие солдаты.





Особой истории нет ни у хиджазских вокзалов, ни у сторожевых замков, некогда охранявших эти самые вокзалы от набегов бедуинов. Такого рода укреплений турки возвели очень много по ходу прокладки рельсов на линии Стамбул - Дамаск - Медина.

4) Мост был взорван в 1946 году.


5) Сейчас это - граница с Иорданией


6) Старые турецкие вагоны навечно застыли в демилитаризованной зоне между двумя государствами.







7)


Взрывы - дело еврейских партизан Эцеля, ведших борьбу с арабами и британцами уже перед самым провозглашением независимости Государства Израиль. За одну только ночь 17 июня 1946 года партизаны взорвали 11 мостов через реки Иордан и Ярмук, связывавших Палестину с внешним миром. Ту ночь так и назвали - "Ночь мостов". Для евреев эта акция имела важное стратегическое значение, поскольку после выведения из строя мостов впоследствии была крайне осложнена доставка Арабским Легионом вооружений своим войскам на Западный Берег.

«Ракевет ха-Эмек» прекратил существование с началом регулярных атак еврейских подпольщиков на британские железные дороги и мосты (примерно с марта 1948 г.).

Хиджазская железная дорога сегодня

Наиболее сохранившиеся, а также действующие участки дороги сегодня можно встретить в Иордании.

В Иордании высоко ценят вклад жителей в дело борьбы с Османской империей.


В пустыне Вади Рам в Иордании не только восстановили ж/д полотно, но даже построили новый вокзал по образцу старого. (Какой кофе готовят в баре этого вокзала! Сказочный кофе! С кардамоном...) А посещение этого места обязательно входит в маршрут туристических групп.


Состав был доставлен из Аммана своим ходом и поддерживается в отличном состоянии много лет.


Посетители могут пройтись вдоль поезда и зайти в вагоны. Нам рассказывали, что в дни праздников здесь устраивают театрализованные представления, связанные с борьбой против оттоманов. И нет отбоя от желающих прокатиться пару километров в вагонах, которые присоединяют к локомотиву японского производства.

Не в пример Иордании, по линии старинной турецкой железной дороги в разных странах можно увидеть множество заброшенных станций.

Снимки из интернета


Снимки из интернета

Музей "Гешер а-Яшана"

Страницы истории весомо освещает музей, созданный на станции "Гешер а-Яшана".

В помещении музея представлены экспонаты, связанные с историей самого кибуца, соседней гидроэлектростанции и железнодорожной линии, упомянутой выше, о первых еврейских поселениях района, с начала 1900-х и до времен сражений войны за Независимость.
В 1948 году Старый Гешер подвергся нападению. Население – 120 взрослых и 50 детей – скрывались в шестиметровом бункере в течение 30 часов, ночью их эвакуировали. В течение четырех часов они шли в соседний поселок, затем перебрались в заброшенный монастырь в Хайфе. Бойцы остались защищать поселение, многие получили ранения. После осады кибуц Гешер был почти полностью разрушен.

В музее под открытым небом можно увидеть вагоны и вагонетки, а также паровоз, которым более 100 лет.

8)


9)


10)


11)


12) Узкоколейка


13) Современная дорога в этом районе


Сейчас музей закрыт из-за пандемии.




Но и в лучшие времена самостоятельно пройти на территорию приграничной зоны не было возможности - только с экскурсоводом или по предварительной договоренности.
This entry was originally posted at https://malamant.dreamwidth.org/239718.html. Please comment there using OpenID.
Tags: история, транспорт
Subscribe

  • Картина маслом

    "Письмо позвало в дорогу" Несколько человек заинтересовались показанным на днях Сальным деревом: Намеки на осень Давным-давно, в 2013…

  • Известный финик "Неизвестный"

    "Такого еще не было": В Иорданской долине созрел финик рекордных размеров Буквально пару дней назад я повторила пост В этот день 7 лет назад,…

  • В этот день 10 лет назад

    Этот пост был опубликован 10 лет назад!

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 52 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Картина маслом

    "Письмо позвало в дорогу" Несколько человек заинтересовались показанным на днях Сальным деревом: Намеки на осень Давным-давно, в 2013…

  • Известный финик "Неизвестный"

    "Такого еще не было": В Иорданской долине созрел финик рекордных размеров Буквально пару дней назад я повторила пост В этот день 7 лет назад,…

  • В этот день 10 лет назад

    Этот пост был опубликован 10 лет назад!