Galina Malamant (malamant) wrote,
Galina Malamant
malamant

Category:

«Tutte vie conducano a Roma»


Знаменитая поговорка «Все дороги ведут в Рим» имеет под собой фактическую основу. Рим был центром Империи, первые дороги соединяли Рим с другими городами и странами, и именно Рим строил эти самые дороги


Древние римляне создали множество инженерных достижений, и одним из важнейших стала развитая дорожная сеть. Дороги прославили Древний Рим. Дороги — это торговые пути, пути сообщения, которые способствовали развитию Древнего Рима, его культуры и цивилизации. По ним перевозили награбленную в завоеванных странах добычу, перегоняли тысячи рабов.
Было подсчитано, что сеть римских дорог покрывала общее расстояние более 400 000 км, при этом около 120 000 км были «дорогами общего пользования».


Строительство дороги, изображённое на колонне Траяна

Римляне классифицировали свои дороги по нескольким типам. Наиболее важными из них являлись viae publicae (дороги общего пользования), за которыми следовали viae militares (военные дороги), actus (местные дороги) и, наконец, privatae (частные дороги).

С III века римские территории подвергаются набегам варваров, пришедших в движение в результате Великого переселения народов. Остготы, вестготы, гунны и прочие племена получили доступ к римским дорогам. По иронии судьбы, это облегчило продвижение их вглубь империи, как в своё время помогло римлянам завоевать и удержать завоеванные земли.

Via Appia Antica



Аппиева дорога (лат. Via Appia) — самая значимая из античных общественных дорог Рима, "Царица дoрог". Дорога, проложенная в 312 году до н. э. при цензоре Аппии Клавдии Цеке, проходила из Рима в Капую, позднее была продлена до Брундизия. Через неё было налажено сообщение Рима с Грецией, Египтом и Малой Азией.

В античныe вpeмeна xоронить yмepшиx в чeртe гopoда былo запрeщeно. Горожане вывозили тела покойных за город и там предавали земле, замуровывая их в многоярусных подземельях. Вдоль Аппиевой дороги сохранились гробницы и виллы республиканского и имперского периода, катакомбы, средневековые башни и укрепления, зачастую построенные на руинах древних римских памятников.

Гробница Цецилии Метеллы (Tomb of Caecilia Metella) и крепость Каэтани: 

Гробница Цецилии Метеллы — монументальное сооружение круглой формы на третьем километре Аппиевой дороги в Риме. Гробница была возведена около 50 года до н. э. для Цецилии Метеллы, дочери консула Квинта Цецилия Метелла Кретика, супруги сына Красса.
Мавзолей был построен для демонстрации могущества знатной семьи. 11-метровая круглая башня, облицованная розовым травертином, сегодня стоит в руинах. Это погребальное сооружение было первой постройкой подобного типа, сменившей традиционные этрусские курганы.
Мавзолей стал частью замка Каэтани (справа). Он использовался владельцами как оборонительная башня.


Можно прогуляться на протяжении нескольких километров по самой исторической Аппиевой дороге, заглянуть в катакомбы. Иначе говоря, это возможность прогуляться по тем же булыжникам, где когда-то ступали Цезарь, Нерон, Спартак. Именно вдоль этой дороги были распяты на крестах 6 тысяч рабов, восставших под предводительством Спартака.

В конце существования Римской республики территория Апеннинского полуострова покрылась сетью подобных дорог. 

Аппиева дорога имела важное военное, культурное и торговое значение. Вскоре римляне стали строить вдоль дороги монументальные гробницы и великолепные памятники, убранство которых стало делом престижа. Так, уже через 20 лет после открытия движения по Аппиевой дороге представители римского рода Сципионов построили склепы для захоронения членов семьи.


В черте города Рима дорога сегодня называется Старой Аппиевой дорогой (итал. Via Appia Antica).
Конструкция Аппиевой дороги и подобных ей римских дорог может быть применена для самых тяжелых эксплуатационных нагрузок нашего времени, порядка 15 тонн на ось автомобиля. Недаром эта одна из самых старейших дорог мира, построенная 2300 лет назад, эксплуатируется и поныне.

Римские дороги в Израиле

Успешные завоевания Древнего Рима III—I вв. до н. э. превратили его в могущественного и грозного правителя всего Средиземноморья. После всех Пунических и Македонских войн, после успешных завоеваний и экспансии Рима на восток и запад, остро стал вопрос об удержании всех новоприобретенных провинций.
Римские дороги простирались по всей обширной Римской империи от Великобритании на севере до Марокко на юге, от Португалии на западе до Ирака на Востоке, позволяя быстро перемещать воинов и товары из одной части империи в другую - для удержании всех новоприобретенных провинций, мобильности армии в случае их неповиновения и исправном получении податей с новых территорий.

Долина hа-Эла


На южной стороне долины hа-Эла, параллельно современной трассе, сохранились остатки римской дороги — пологие ступени, вырубленные в скале. Римляне были первыми в древнем мире, кто прокладывал дороги по-настоящему, с нивелировкой ландшафта, с минимальными перепадами высоты. Дороги прокладывались для быстрого передвижения войск, торговых караванов и курьеров. Такие ступени служили базой, на которую сверху накладывалось ровное покрытие. Современного асфальта тогда, понятно, не было, использовались другие, но похожие материалы. Дорога, видимо, прокладывалась во II в., при императоре Адриане, уже после восстания Бар-Кохбы.

Самария - Себастия


На въезде в Себастию
Здесь была римская улица Декуманус шириной 18 метров и протяженностью около 1700 метров, которую украшало 800 колонн. Декуманус (лат. decumanus) — в Римской империи улица, ориентированная с востока на запад. Планировка большинства древнеримских поселений была прямоугольной, и строилась вокруг перекрёстка Декуманус и Кардо (улицей, ориентированной с севера на юг) - главные поперечная и продольная улицы.
В 63 году до н.э. римляне включили город Самарию в состав сирийской провинции. Последний раз расцвет Самарии наступил в царствование Ирода Великого. Город был значительно расширен, укреплен, украшен и получил новое название. Ирод, назвавший город Себастией в честь римского императора Августа (Себатус - греческий вариант Августа), провел сюда акведук.

Археологический парк
(близ Гиват Ишаяху)


На дорогах через каждую римскую милю (примерно 1,5 км) устанавливались дорожные знаки. Дорожные знаки римского периода - мильные камни (miliarium). На такие цилиндрические каменные столбы наносились расстояния в милях.

***

Латинский оригинал – "Tutte le strade portano a Roma" - можно перевести точнее: «Все дороги начинаются в Риме». «Tutte vie conducano a Roma», — говорят в Италии. Эта поговорка давно уже вышла за рамки одной страны и стала всемирным достоянием: "Все дороги ведут в Рим".


This entry was originally posted at https://malamant.dreamwidth.org/190808.html. Please comment there using OpenID.
Tags: rome, археология, история, италия, по городам и весям, рим
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments