Galina Malamant (malamant) wrote,
Galina Malamant
malamant

Categories:

Rome. Колизей - внук и дедушка


Колизей — выдающийся памятник архитектуры Древнего Рима, самый крупный амфитеатр античного мира, символ величия и могущества императорского Рима.


Колизей (лат. Colosseum, Colosaeus, итал. Colosseo)
(от лат. colosseus — громадный, колоссальный)


Так выглядело это грандиозное здание.

О Колизее написано немало страниц. Едва ли можно найти человека, который никогда не слышал о Колизее. Чтобы не отправлять по ссылкам - если кому-то захочется вспомнить подробности - некоторые воспроизведу здесь.


Строительство Колизея началось при императоре Веспасиане в 72 г. н.э. и завершилось при его сыне и преемнике Тите в 80 г. н.э.
Амфитеатр строили рабы, которые были доставлены в Рим после военных побед Веспасиана в Иудее. По оценкам ученых в строительстве Колизея был задействован труд 100 тыс. рабов.


Конечно же, постройка выглядела колоссально уже только из-за её размеров, в ней было пятьдесят тысяч посадочных мест, 80 входов, а высота стены составляла 48 метров. В Колизее насчитали 38 лифтов, поднимавшихся на тросах и цепях.


Первоначально Колизей назывался, по фамилии императоров Флавиев, Амфитеатром Флавиев (лат. Amphitheatrum Flavium), нынешнее название (лат. Colosseum, Colosaeus, итал. Colloseo) утвердилось за ним впоследствии, начиная с VIII века, и произошло либо от колоссальности его размера, либо от того, что поблизости от него стояла гигантская статуя, воздвигнутая Нероном в честь самого себя.


Открытие Колизея было ознаменовано играми. На протяжении 400 лет на арене бились волонтеры, бывшие военные, военные заключенные, рабы и преступники, и все это служило развлечением для римлян. Гладиаторов подбирали по их весу, размеру, опыту, боевому навыку и стилю борьбы.
По скромным оценкам, за все существование Колизея на его арене погибло около 400 000 людей и более 1 миллиона животных.


Амфитеатр Флавиев был построен на бетонном фундаменте толщиной в 13 метров, мог вместить в себя до 87000 зрителей. Долгое время Колизей был для жителей Рима и приезжих главным местом увеселительных зрелищ, таких, как бои гладиаторов, звериные травли. Были ли морские сражения (наумахии)? - вопрос до сегодняшнего дня спорный.
При императоре Макрине он сильно пострадал от пожара, но был реставрирован по указу Александра Севера. В 248 году император Филипп ещё праздновал в нём с большими представлениями тысячелетие существования Рима. Гонорий в 405 году запретил гладиаторские битвы как несогласные с духом христианства, сделавшегося после Константина Великого господствующей религией римской империи; тем не менее, звериные травли продолжали происходить в Колизее до смерти Теодориха Великого. После этого для амфитеатра Флавиев наступили печальные времена.


Над оконными проемами в каждом секторе Колизея выступают по три кронштейна. К ним крепились деревянные мачты, которые вставляли через специальные отверстия в карнизе. На мачты натягивали тент – «велариум», защищавший зрителей от дождя и солнца.

Нашествия варваров привели Амфитеатр Флавиев в запустение и положили начало его разрушению. С XI века и до 1132 года он служил крепостью для знатных римских родов, оспаривавших друг у друга влияние и власть над согражданами, особенно для фамилий Франджипани и Аннибальди. Последние, однако, были принуждены уступить Колизей императору Генриху VII, который подарил его римским сенату и народу.


Ещё в 1332 году местная аристократия устраивала здесь бои быков, однако с этой поры началось систематическое разрушение Колизея. Он стал источником добычи строительного материала. Хотя здание в целом оказалось обезображенным, значительная часть амфитеатра уцелела.
Первым, принявшим здание под свою защиту, был Бенедикт XIV (1740-58). Последующие Папы продолжали заботиться о сохранности и укреплении памятника старины.
Древний театр называют "Гербом Рима" вполне заслужено — несмотря на длительные разрушения и вандализм, которому подвергся исторический памятник, он по-прежнему производит неизгладимое впечатление на тех, кто впервые имеет счастье лицезреть Колизей.

Далее - три фотографии, которые я сняла в 2012 году. Обратите внимание на цвет стен.







И вот - снимок 2019 года:


Как видите, стены - светлые. Дело в том, что кольцевые стены возводились из травертина. Этот материал способен абсорбировать пыль, копоть, выхлопные газы. Поэтому время от времени производится "генеральная уборка" стен Колизея.


"Здесь были Васи..."

"Дедушка" Колизея
(лат. Theatrum Marcelli, итал. Teatro di Marcello)



"Дедушка Колизея", - так в народе называют это здание, которое почти на столетие старше самого Колизея. Марцелла, единственный древний театр, чудом сохранившийся в Риме, был открыт в 12 году до нашей эры (напомним: амфитеатр Флавиев, или Колизей, был построен в 72г.).


Театр Марцелла был одним из четырёх каменных театров Рима. Он мог вмещать около 15 тысяч зрителей. Диаметр зрительного зала составлял 130 метров, высота трибун — 30 метров. Театр имел три яруса, оформленных снаружи, соответственно, в дорическом, ионическом и коринфском ордере. Частично сохранились только два нижних яруса.


В Средние века здание было перестроено в крепость, над которой в XVI веке был надстроен дворец знатного семейства Орсини. В 1926—1932 годах поздние сооружения вокруг театра были разобраны. Но и сегодня его ренессансная надстройка используется как жилой дом.

Большой цирк - Circus Maximus


Это - остатки крупнейшего древнеримского ипподрома Circus Maximus.
Большой цирк располагался в долине между холмами Авентином и Палатином.


В соревнованиях на ипподроме могло одновременно принимать участие 12 колесниц.
Согласно легенде, именно на этом месте произошло похищение сабинянок, а также похищение скота Геркулеса.


В те времена состязания колесниц проходили по прямой — доехав до конца арены колесницы разворачивались и мчались в обратную сторону. Позже, с развитием канализационной системы Рима, под ареной был проложен большой тоннель (примерно 4,5 метров в высоту и 2,5 метра в ширину), в результате чего со временем на арене образовался "хребет".


Выравнивание земли на арене перед каждым соревнованием стоили существенных трудозатрат, и поэтому соревнования уже не могли проводиться по старой схеме. Правила соревнований были изменены, и колесницы стали ездить не по прямой, а по кольцу, огибая "хребет" арены. Новый способ проведения конных соревнований быстро прижился, и с тех пор конные скачки стали проводиться на кольцевых ипподромах.






В Средневековье каменные сооружения цирка были разобраны на постройку новых зданий. Тем не менее территория цирка никогда полностью не застраивалась, и до сих пор здесь проводятся рок-концерты и другие общественные мероприятия.


This entry was originally posted at https://malamant.dreamwidth.org/188796.html. Please comment there using OpenID.
Tags: rome, архитектура, история, италия, по городам и весям, рим
Subscribe

  • Ботанический сад в весеннем белом танце

    "Яблони в цвету.., а также груши, миндаль, абрикос, сливы – какое чудо"! Серия 3 - Иерусалимский ботанический сад. Плодовые деревья…

  • Неожиданный гость

    Я как-то рассказывала: с октября прошлого года на ночевку на наше окно прилетала молодая пустельга. Сначала птица прилетала каждый вечер, потом…

  • Трясогузки — птицы певчие

    Я уже и забыла, когда лайферы попадали в мой объектив. И вот удача! Впервые сфотографировала желтых трясогузок. Прошу любить и жаловать!…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments