Galina Malamant (malamant) wrote,
Galina Malamant
malamant

Categories:

Дина ТУМАРКИНА: «МОЯ ЖИЗНЬ – ЭТО ТЕАТР»


Сегодня — день рождения Дины Тумаркиной, Народной артистки Азербайджанской республики,
Лауреат Государственной премии. До 120, Дина Иосифовна!


Это интервью много лет назад было опубликовано в газете "Новости недели". С той поры у Дины Тумаркиной не было ролей в спектаклях. Сегодня она читает со сцены стихи — Пастернака, Ахматовой, Ахмадулиной... Своим неповторимым голосом актриса, словно кистью, рисует картины сюжетов, раскрывает поэтические образы. И каждое стихотворение становится ролью, и каждую роль можно смело добавить в общий список сценических ролей.

«Эта болезнь ей подходит...»

- С утра – так выглядеть! Вы – «жаворонок»?
- Да! В 6 утра я уже была в бассейне, плавала. Очень удобно, когда бассейн – через дорогу от дома... Я всегда люблю встречать восход солнца, где бы ни находилась. Особенно – на отдыхе... Отдохновение, блаженство и надежда, всегда – надежда!..
- Работа актера всегда сопряжена с дисциплиной. Вы и сегодня строите графики, соблюдаете режим?
- Меня отличает исключительная дисциплинированность, в этом не стыдно признаваться. Я всегда приходила на концерты или спектакли задолго до начала, никогда не позволяла себе опаздывать. Графики не строю, но всегда знаю, что и когда мне надо делать.
- Один из словарей трактует весьма любопытно слово «игра»: «Игра – это репетиция жизни». Сегодня у Вас – сама жизнь. Какова она без репетиций?
- Сегодня, когда я не работаю в театре, очень тоскую по сцене. Я с раннего детства знала, что буду актрисой, и стремилась к этому. Обстоятельства сложились так, что еще и технический ВУЗ заканчивала... Но моя жизнь – это театр. Может, слова звучат выспренне, но это – правда. И радость погружения в работу, и поиски, и неожиданность находок – это счастье тех людей, кто прикоснулся к театру, или по своей сути призван в нем работать...
- Инженером, в соответствии с образованием, удалось поработать?
- Да, на преддипломной практике! Но я совершенно не жалею, что училась в техническом ВУЗе, потому что у нас был блистательный драматический коллектив в институте. На наши спектакли невозможно было пробиться, даже стояла конная милиция... Вся моя жизнь в институте была в драматическом кружке. Заведующий кафедрой марксизма-ленинизма (он страшно картавил, но находил для своей речи только слова с буквой «р») сокрушался: «У стагшего пгеподавателя кафедгы магсизма-ленинизма – консультация, а у товагища Тумагкиной – гепетиция...»
- Все еврейские родители желали видеть своих дететей врачами, адвокатами, инженерами... Полагаю, Вы пошли учиться на инженера по наставлению родителей...
- Мой отец тяжко болел. Был период: одновременно лежали в больнице отец, брат и бабушка... Материально мы были несостоятельны... Мой папа всегда твердил: «Я должен выполнить свои обязательства по отношению к тебе, чтобы у тебя была твердая почва под ногами...» Моя «твердая почва» в виде диплома лежит без надобности в ящике... А я с детского сада рвалась в театр!
- Как родители отреагировали на то, что Вы сменили «твердую почву» на «зыбкую сцену»?
- Как на данность: от судьбы не убежишь... Позже папа уже гордился мной.
- А Вы, наверняка, гордились отцом: Тумаркин Иосиф Борисович – известная, неординарная личность...
- К 200-летию Одессы была издана книга «Кто есть кто», там есть страницы, посвященные отцу, и страницы, посвященные мне... Я была взволнована, когда обнаружила наши имена среди достойных людей города. Папа поначалу был электриком, закончил техническое училище. Но всю жизнь он жадно любил литературу, и с ранней молодости выписывал понравившиеся ему пословицы, поговорки, афоризмы. До начала войны его призвали в армию. Когда началась война, мы – мама, младший брат Леонид и я, - не знали, где он, и что с ним... С трудом выбрались из Одессы в Новороссийск, затем в Краснодар, потом в Башкирию: «блуждающие звезды» - мы блуждали в попытке эвакуироваться... А папа был капитаном, потом майором, комиссаром полка. Был несколько раз ранен, но продолжал, даже на войне, выписывать изречения... После войны вернулся в Одессу, работал заместителем начальника Одесского порта по политчасти, и продолжал заниматься любимым делом... А потом сказались раны военного времени. 25 лет он был прикован к постели, ему ампутировали ногу. Его собранными литератуными материалами заинтересовались, и в Одессе издали книжку «Золотые россыпи», она пользовалась невероятной популярностью, выдержала семь изданий. «Золотые россыпи» открыли путь многим последующим изданиям «Крылатых слов и выражений», и они даже по схематичности построения напоминали папины сборники... Папа сам переплетал свои рукописи, собралось около 600.000 афоризмов, поговорок и пословиц разных стран и народов. Папе было 69 лет, когда он ушел из жизни. Мама после ухода папы подарила его рукописи в музей Истории Одессы.
- Папа оказал влияние на Ваши интересы? Что Вы унаследовали от отца?
- Я очень многое унаследовала от него, даже внешне похожа на него. И похожа во многих человеческих проявлениях. Я была не просто его дочерью, я была его другом... Могла поделиться с папой тем, чем не могла поделиться с мамой, хотя я и ее безумно люблю. Ей сейчас 94 года...
- Кто еще оказывал на Вас влияние, занимает важное место в Вашей жизни?
- Мой педагог, еще по самодеятельности, Иосиф Львович Беркович – мудрейший, добрейший, очаровательнейший человек. Борис Львович Флауменбаум – профессор, преподаватель нашего института, который что-то сразу узрел во мне. Михаил Еремеевич Тилькер –режиссер, педагог, Лия Исааковна Бугова – актриса русского театра, мой педагог... А самым направляющим вектором стала Алла Константиновна Тарасова, когда я впервые посмотрела «Без вины виноватые». После этого, я была в классе девятом, приехала в Москву, и попыталась с ней встретиться. Подошла к двери МХАТа, позвонила... Это был отважный шаг, но меня отправили восвояси: «Алла Константиновна не принимает, а по вопросу приема на учебу и речи быть не может!». Это было горько слышать, но от своей идеи стать актрисой я не отказалась. Как-то большая группа известных киноактеров приехала на гастроли в Одессу, и Флауменбаум познакомил меня с ними. В этой группе актеров была актриса Кузнецова, и она сказала про меня: «Эта девочка больна, эта болезнь ей подходит, и она должна идти в театр». И сказала, чтобы я приехала в Москву, но этого не случилось...

«Быть убедительным для зрителя...»

- Наверняка, и «роли сыграли роли» в Вашей жизни...
- Несомненно... В каждую роль мы вкладываем все, что есть в нас, и что мы представляем себе для данного характера, и – хочешь-не хочешь – каждая роль имеет отдачу в тебя...
- Иногда актерам приходится показывать образ своего антипода... Актерская профессия предполагает раздвоение личности?
- Ни в коем случае! Это – владение актерским мастерством, таким образазом, чтобы суметь оправдать поступки даже антипода, чтобы его характер был убедительным для зрителя.
- Как «подбирались» к ролям?
- Это настолько индивидуально, а порой мучительно... Одна моя героиня из пьесы «Шестой этаж» делала всем гадости. А по сути она была жалка и несчастна в своем одиночестве. Не получалась у меня с ней... И вот однажды во время репетиции я налепила себе бородавку, и начала из нее выдергивать волоски... И вдруг для меня прояснилось: героиня, как эта бородавка, лишняя, ненужная, неприкаянная...
- «Шишка на ровном месте...»
- Шишка! На ровном месте! Да еще сама из себя выдергивающая гадости, как волоски из бородакви... Мне стало так жаль ее...
Когда репетировали «Шаги Командора», я все искала пути, как приблизиться к Наталье Николаевне Пушкиной. И поняла, что в общении с высшим светом моя героиня застегнута на все пуговицы... Она даже дышит иначе, она – словно в туго затянутом корсете. И только в своем желании достучаться до Пушкина она бесконечно искренна, и еще – открыта к своим детям. Это был точный, убедительный ход!.. Немало мне помогла понять героиню режиссер, Гюля Гюльахмедова-Мартынова – мы с ней с головой погрузились в исторические материалы пушкинской эпохи. С ней, кстати, я сделала немало интересных ролей в театре: я очень ее люблю, мы и сейчас дружны.
- Ваш театральный путь всегда был гладким?
- Нет! Нет-нет-нет-нет! Но дикое желание работать, верить в возможности сценических воплощений, и в то, что я могу что-то сделать, не принижая себя завистью, - придавали сил, сглаживали этот путь...
- Говорят: «Актер – кладбище несыгранных ролей». У Вас остались нереализованные мечты?
- А как Вы думаете?! Я могу сейчас говорить, что имела право сыграть Анну Каренину, Марию Стюарт... По-разному складывались обстоятельства, репертуар... Приходилось слышать сожаления режиссеров, что им не случилось со мной сделать ту или иную роль... Да и мы сами – всегда ли мы объективны к себе? А вдруг по праву не заслужили той роли, которая желанна?.. Но таким образом и возникает «кладбище несыгранных ролей»...
- Есть различие между сценами Одессы и Баку и театральными подмостками Израиля?
- Сцена – всегда сцена, театр – всегда театр. Весь вопрос: какой театр? Есть театр хороший, есть плохой... Как я себя в этом ощущала? В Одессе были прекрасные партнеры, и прекрасные спектакли, в Баку за 35 лет работы в театре бывало всякое. Я очень люблю взаимопроникновение: с актерами, с режиссерами, и тогда неожиданно даже плохая пьеса оборачивается творческими находками. Так, я однажды получила награду за лучшую женскую роль к 30-летию Победы в спектакле по не самой лучшей пьесе, не буду называть чьей.
- Что дало Вам «взаимопроникновение» - совместные выступления в концертах с профессором, пианистом Евгением Шендеровичем?
- Счастье! Счастье слышать Евгения Михайловича, счастье партнерства. У нас была одна концертная программа: «И ты, моя жизнь, прекрасна, безжалостна в беге своем...», но она каждый раз звучала по-разному. Это зависло от многих факторов, но каждое выступление не повторяло предыдущего. Это было представление из моих монологов и миниатюр, и волшебного звучания музыки в его исполнении. Общение с талантливым человеком тебя приподнимает, помогает тебе. Отдача зрителям и энергетика зрительного зала давали ощущение истинного счастья и неуемной радости.

«Жизнь безжалостна в беге своем...»

- «Жизнь безжалостна в беге своем...» Бег времени, бег жизни... Не жаль, что время так быстротечно?
- Я ощущаю бег времени, особенно в Израиле: мне кажется, что неделя состоит только из суббот. Едва одна суббота пролетела – другая грядет! Это связано с тем, что нет насыщенной деятельности. Бывают, правда, концерты, выступления по радио, участвую в рекламных кампаниях... В клубах, матнасах (домах культуры) встречаюсь со зрителями. У меня есть ряд программ: «Через всю жизнь» - о Пушкине, «Судьбой дарованные встречи» - а у меня было много счастливых встреч. Есть программа о войне, о женщинах. Рассказываю я и о папе - в программе «Золотые россыпи». Рассказываю о своей работе в театре... Мечтаю о хорошей роли... Востребованности хочу:
«Еще горю, еще свечусь –
без околичностей...
За все, что будет, расплачусь
своей наличностью...»
Я через всю жизнь пронесла одну фразу... Была пьеса Рощина «Начало», я играла там взбалмошную полковницу. И моей героине была обращена фраза: «Стареть надо достойно!». Время бежит, а есть такие вещи, от которых ты не убежишь... Надо все воспринимать достойно!
- То есть Вы философски подходите к своему юбилею...
- Это просто – одна из дат моей жизни, довольно внушительная, но в которуя я категорически не верю: как факт признаю, но внутренне сопротивляюсь, в душе я моложе лет на 20-30...
- Вы любите получать подарки?
- Я сама люблю дарить, делать подарки! На меня в театре порой даже странно смотрели, поскольку я из отпуска, с гастролей всегда и всем везла сувениры. Когда я еду куда-нибудь, прежде всего думаю: а что я подарю?
- У Вас целая коллекция миниатюрной пластики - фигурки весьма напоминают нэцкэ. Вам дарили эти работы, или сами для себя их приобретали?
- Я всегда любила собирать на морском побережье камешки, ракушки. Вглядываясь в каждый камешек, вдруг обнаруживала образ: то ли человечка, то ли зверька. Когда становится особенно грустно, я работаю над этими фигурками, и выходят весьма забавные поделки – скульптуры в миниатюре.
- Какой подарок попросили бы у судьбы?
- Только мира в мире, особенно в Израиле! Мира для сына и невестки, для своих замечательных внуков. Дожить до правнуков... Как-то я была в компании двух великих актрис: Софьи Гиацинтовой и Анастасии Зуевой. И вот Анастасия спрашивает: «Софьюшка, у тебя, поди, внуки есть?». Величественная, прекрасная, мудрая Гиацинтова отвечает: «У меня уже и правнуки есть!». Зуева стала хлопать в ладоши: «Ой, как хорошо! Ой, как хорошо!» «А что хорошего?» - спрашивает Гиацинтова. А Зуева отвечает: «Говорят, что тем, кто доживает до правнуков, Господь все грехи прощает...» Хочу дожить до правнуков – но не только чтобы все грехи мои были прощены... (Смеется).
- Случалось, выходит, грешить?
- Как каждому человеку...
- В жизни, считается, все можно отложить на потом: работу, встречи... Только любовь невозможно откладывать... Вам такое ведомо, Вы влюблялись?
- Конечно! Я же – женщина, эмоциональный человек, и актриса... Но вот уже 48 лет живу с родным и любимым, мудрым и хорошим человеком. Израиль Аронович Бухман работает на заводе, он – конструктор и создатель новых станков, профессор, кандидат наук.
- Чем занимаются Ваши внуки, от которых ждете правнуков?
- Все – невероятные патриоты Израиля! Сергей - старший внук, ему 21 год, учится в университете, будет программистом. Младшему, Мишеньке, 18,5 лет, он - пианист, учится в Америке, в консерватории. По тому, как я люблю детей, я могла бы быть матерью-героиней... Обидно, но у меня единственный сын, Александр. Когда он был маленьким, всегда просил: «Мамочка, роди мне братика или сестричку! Или хотя бы щенка!»... Саша занимается информационно-измерительной техникой, его жена Машенька – программист. Это они мне подарили внуков... Старости нет, это только взгляд со стороны окружающих. Человек вечно молод, исполнен желаниями... Я говорю об этом не только себе, но и всем...

ЛЮБИМЫЕ:
Актер: Алиса Фрейндлих, Фаина Раневская, Иноккентий Смоктуновский, Николай Плотников, Михаил Ульянов.
Книга, писатель: «Маленький принц» Антуана Сент-Экзюпери. Писатель – Чехов»
Музыкальные пристрастия: «Люблю серьезную музыку, но джаз обожаю тоже»
Художник: «Не говоря о признанных мастерах, я большая поклонница двух израильских художников: Марка Точилкина и Инны Белоус»
Юморист, сатирик: «Очень люблю Жванецкого»
Художественный фильм: «Мужчина и женщина»
Сериал: «Сейчас мне любопытен сериал «Самозванцы», потому что там играет Ульянов – я его очнь люблю».
Блюдо: «Рыбные»
Напиток: «Минеральная вода и хороший зеленый чай»
Время года: «Осень, обязательно с дождем – я себя хорошо чувствую во время дождя»
Время суток: «Раннее утро и глубокая ночь... Я люблю бродить по городу ночью»
Парфюм: «Французские духи»
Праздник: «Новый год – всегда надежда...»
Город: «Два города мне очень дороги: Одесса и Баку, это – из той жизни. А в этой жизни я люблю Тель-Авив»

Анекдот: «Жена спрашивает мужа:
-Я похожа на идеальную женщину?
-Почти полное совпадение, - отвечает он.
-А в чем разница?
-Ты тяжелее на 50 килограммов...»

Из досье «НН»:

Дина Тумаркина — Народная артистка Азербайджанской республики;
Лауреат Государственной премии – за роль Натальи Николаевны Пушкиной.

Родилась в городе Одесса.
Диплом Одесского технологического института холодильной промышленности, инженер-механик.
Закончила театральную студию при Одесском театре Советской армии, курс Тилькера М. Е.
Работала в театрах:
Русский драматический театр Советской Армии – г. Одесса;
ТЮЗ – г. Баку;
Русский драматический театр – г. Баку;
1990 – репатриация в Израиль;
Работа на израильских сценах:
Театр при театральной школе «Бейт Цви», Беер-Шевский театр, «Габима», «Камерный».
Любимые роли в спектаклях:
Таня – «Таня» Арбузова, Люба – «Последние» Горького, Елена Андреевна – «Дядя Ваня» Чехова, Роксана – «Сирано де Бержерак» Ростана, Наталья Николаевна Пушкина – «Шаги Командора» Коростылева, Мария – «Мать Иисуса» Володина, Цвия – «Сад» Йосефа Бар Йосефа, бабушка – «Под одной крышей» Разумовской, Актриса – «Воспоминания» Иванова.
(В общей сложности более 120 ролей).



This entry was originally posted at https://malamant.dreamwidth.org/175751.html. Please comment there using OpenID.
Tags: интервью, личность
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Матрешка, древняя краса

    Угадайте, к какой теме чек-листа Марафона 365days относится этот снимок. Выберите ответ под катом 1) Покажите: Довольное лицо 2) О…

  • Мать герцога Филиппа похоронена в Израиле

    Место захоронения Алисы Баттенберг — церковь Святой Марии Магдалины Малоизвестные факты: Принцесса Алиса, мать скончавшегося супруга британской…

  • Белые одежды

    Вестники надежды — белые цветы Белые одежды Облачились горы в белые тона, Льётся…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments