Galina Malamant (malamant) wrote,
Galina Malamant
malamant

Categories:

Игорь Миркурбанов: "В постоянном полете поиска"


Театр «Ленком» представляет: впервые в Израиле премьера «Сны господина де Мольера» по пьесе Михаила Булгакова «Кабала святош». Накануне показа состоялась пресс-конференция с режиссером и исполнителями главных ролей. Вашему вниманию предлагается также интервью с Игорем Миркурбановым.







Накануне представлений состоялась необычная - и по силе духа, и по атмосфере - пресс-конференция. В ней принимал участие Игорь Миркурбанов (наш человек, разве кто не помнит его по театру "Гешер"?). А в итоге и все участники пересс-конференции - заслуженная артистка РФ Анна Большова, народные артисты РФ Евгений Герасимов и Иван Агапов, актер Дмитрий Гизбрехт и режиссер Павел Сафонов - стали "нашими" - близкими и понятными.









Случается, что к нам в страну привозят низкопробные антрепризы - со вторым составом актеров, с заменами и скороспешными вводами, с минимальной атрибутикой. Не таков Ленком!
В Израиле будут показаны спектакли, что называется - один к одному - и по актерскому составу, и по равнозначным с московской сценой декорациям (которые два месяца шли теплоходом, п.ч. для самолетов - нестандартный груз).
А вот будет ли действо повторяться один к одному? - это едва ли. Нет, сюжетная линия будет выдержана, не сомневайтесь. Речь о способностях по-новому интерпретировать мысли и состояние, о возможности привносить новое понимание в каждую произносимую фразу, наполнять роль новыми оттенками и красками - о том, что называется актерским мастерством. Это - не бравада, это - Ленком! Хочется подогнать время, чтобы поскорее увидеть спектакль и проникнуться им.
Мне не доводилось прежде слышать, чтобы актеры нахваливали друг друга - "уколы" и шпильки считаются нормальным явлением. Сей стереотип был напрочь разрушен! Услышать из уст актеров восторженные отзывы в адрес коллег - это дорогого стоит.
Спектакль «Сны господина де Мольера» театра «Ленком» можно будет увидеть: 8 июня в Беэр-Шеве, 10 июня в Хайфе, 13, 14 и 15 июня в Тель-Авиве.

Дополнительная информация и заказ билетов:

Свобода Игоря Миркурбанова


В далеком 2001 году я брала интервью у Игоря Миркурбанова, тогда актера театра "Гешер". Сколько воды утекло с тех пор! Игорь переехал в Россию, приобрел известность. Многочисленные роли в кино, на сцене, престижные премии - его творческая биография значимо изменилась и значительно пополнилась. С послужным списком можно познакомиться здесь:
И все же весьма любопытно, что занимало его прежде, чем интересовался, каковы были взгляды на жизнь, судьбу, сцену...
Актер должен быть "в постоянном полете поиска", - говорил тогда Игорь Миркурбанов. Предлагаю вашему вниманию не потерявшее актуальности интервью, которое - его личная и общественная история.


Игорь МИРКУБАНОВ: "РОЛЕЙ ВСЕГДА МАЛО…"

1960, Кемерово - дата и место рождения
1987 - диплом дирижера симфонического оркестра, Кемеровский институт культуры
1989 - диплом ГИТИСа
с 1987 - артист театра им. Маяковского
1995 - дата репатриации
Принадлежность к религии: "Убежденный сионист. Мое отношение к религии - через каббалу. Я делаю не все, что предписано, но, что в моих силах, пытаюсь…"

"Сцена - побег от действительности"



- У Вас два диплома о высшем образовании - хотели приобрести как можно больше знаний или профессионально утвердиться в каком-либо выборе?
- ... либо это может быть поиск. Я учился еще в нескольких вузах, в том числе технических, правда, более двух-трех лет в них не задерживался.
- В институте культуры "задержались" - и получили диплом дирижера. С симфоническим оркестром поработали?
- Нет, не успел: сразу после окончания института переехал из Кемерово в Москву и поступил в ГИТИС.
- Может быть, слово "театр" прозвучало для Вас как симфония?
- Поначалу не было даже определенной ноты, не то чтобы музыки, - то была не моя инициатива, - не знаю, какая музыка подвигла тех людей, которые вывели меня на театральную стезю. В спектакле Кемеровского театра, к которому я не имел никакого отношения, чисто случайно мне пришлось сыграть одну роль. Это был спектакль по пьесе Кондратьева "Сашка", где я играл комбата, убитого горем в связи с потерей любимой женщины. Группа молодых московских режиссеров, увидев меня в этой роли, предложила заняться профессиональной артистической карьерой.
- А сами Вы когда почувствовали тягу к лицедейству?
- И не чувствовал, и до сих пор ее не чувствую. Я не склонен считать, что актер - профессия лицедейская.
- Что же это за профессия, на Ваш взгляд?
- Актерство - это не смена внешних характеристик и образов, что сильно и отличает израильский театр от русской театральной школы, которая для меня предпочтительней. В классическом театре всегда была школа переживаний и представления; русской театральной школе свойственно отображение внутренних личностных качеств и раздумий, образа жизни человека, и в меньшей степени - внешних характеристик. Хотя, как говорили великие люди актерского мира, "туннель можно рыть с двух сторон".
- Кто "лепил" из Вас профессионального актера?
- На меня оказали влияние несколько имен. Главное все же влияние, еще и в силу того, что длительное время нахожусь под ним, - безусловно, Евгений Арье. Он был моим преподавателем, еще когда я учился на его курсе. С тех пор, с тех самых первых экспериментов, у меня появился устойчивый интерес к тому, что может происходить на сцене.
- В Вас что-то изменилось с тех пор, как зажили театральной жизнью?
- Да, безусловно. Убежден, что это так. Сколько помню себя, все негативные моменты были связаны с некоей попыткой побега от действительности: реальность мало устраивала. Поскольку на сцене появилась реальная возможность побега от действительности, от себя, то это перестало быть необходимым в обычной жизни. В жизни осталось пространство для отдыха, потому что на сцене можно производить над собой всевозможные удивительные опыты.
- Выходя на сцену, надевая маску образа, входя в роль, - чувствуете ли себя свободным человеком?
- Когда - как, но в идеале только на сцене ты себя и чувствуешь свободным человеком. Если изначально ты действуешь, исходя из режиссерской концепции, в соответствии с замыслом режиссера, - потому что в создании спектакля ты - подчиненное лицо, и должен выполнять требования режиссера, но при этом есть внутреннее убеждение, что вы думаете вместе и в одном направлении, - появляется свобода. И радостно слышать, как сам режиссер похохатывает в зале от того, что ты добавил что-то неожиданное. Твои импровизации, находки, которые проистекают в роли, рождаются на сцене от самоощущения свободы.
- Вы слышите смех или голос режиссера, чьи-то реплики - значит ли это, что Вы не полностью углублены в роль и остаетесь сам собою?
- То, что происходит - своего рода шизофрения, некоторое отстранение, когда ты как бы контролируешь себя со стороны. Творческие пиковые мгновения - это словно биохимия, своего рода наркотик. Когда удается устраниться от себя - понимаешь, что существуешь как физическое тело в другой реальности, реальности спектакля…
- "Талант должен быть голодным" - такой постулат для Вас приемлем?
- Что касается ролей - ролей всегда мало, это постулат. Я не видел актера, который бы давал себе объективно отчет в том, что он действительно много играет, пресыщен ролями. Ролей всегда мало - это профессиональная болезнь. А если понимать в буквальном смысле - согласен, что актер должен быть голодным. У меня в этом плане совершенно дурацкий режим: как правило, в день спектакля ем один раз в день, и то после спектакля, то есть глубоко за полночь, если ем вообще. Мне кажется, что на сцене живот должен прилипать к хребту, чтобы ты мог быть в постоянном полете поиска.

"Риск - условия нашей жизни"

- Ради чего в жизни стоит рисковать?
- Мы-то с вами каждый день рискуем! Мы живем в таком мире и в такой стране, где риск - условия нашей жизни. К глубокому сожалению, к такому образу жизни привыкаешь. События, происходящие в стране, доказывают, что никто в этой жизни не застрахован. Даже Америка, казалось бы, наиболее безопасная с точки зрения безопасности, - выясняется, что и она не гарантирует безопасность.
- Кто-то может гарантировать безопасность?
- Меня в последнее время интересуют вопросы взаимоотношения человека и государства. Скажем, для Израиля: израильтянин, если вдруг он окажется в плену, нет никаких государственных секретов - его жизнь важнее. Нет секретов, которые стоили бы жизни гражданина! А мы привыкли к другому: "Сожги себя, но не расскажи, где скрывается партизанский отряд!" Такое воспитание, когда государство - это все, а ты - ничего, и всем ему обязан, - столкновение таких полисных взаимодействий меня в последнее время беспокоит и волнует, мне это интересно рассматривать.
- А где Вам приходилось применять героизм?
- Да у нас испытание на героизм - ежедневно, не всегда, правда, я его с честью прохожу. А так - пока судьба миловала, мне не приходилось бывать в "горячих точках". Не знаю, как бы я себя повел…
- У Вас есть претензии к самому себе?
- У меня - огромное количество плохих привычек, столько, что в газетный разворот не поместятся! По мере сил я пытаюсь избавляться от них, и не думаю, что без надежды на успех: все-таки есть какой-то самоконтроль. У меня фатальная тяга к экспериментам над собой, "ставрогенщина", тяга к саморазрушению. Хочется что-то делать такое над собой, чтобы увидеть, насколько ты несовершенен, мир - прекрасен, а все люди - лучше тебя… Во мне всегда зарождаются претензии - и к людям, и к миру, и к тому, что делают все вокруг…
- Положительных качеств такая масса, что в газетный разворот не вместятся?
- Не знаю, не знаю… Я вообще-то трудный человек. Положительное в характере? - не знаю, не знаю…
- То есть - сугубо отрицательная личность, которая бывает положительной только на сцене?
- Да и то не удается - в силу ролей. У меня нет однозначно положительных персонажей.
- Кого интересней играть: глупца или умного?
- Все познается в сравнении. Откровенных дураков играть не приходилось, это было бы, наверное, забавно. Разве что в еще студенческом спектакле "Недоросль", который поставил Арье, в котором текст Фонвизина претерпел множество правок и добавлений, была роль безумного учителя математики Цифиркина. Это был не то чтобы накаленный дурак, но, как Нехлюдов Дворжецкого в "Беге", человеком с изломанной судьбой, спившийся математик на костылях, - эту роль мне безумно жалко, она мне дорога…
- Ваш Жан в "Мадмуазель Жюли" остался лакеем не только по происхождению, но и в душе. Как Вы реагируете на тех, кто лакей по жизни, - встречали таких?
- Да я сам такой! Может, кому-то и удается избавиться, но я скажу парадоксальную вещь: мне кажется, что все советские люди, то есть пожившие достаточное количество лет в Советском Союзе, - а я это время застал, - на каком-то генетическом уровне заражены лакейством, мы не можем недооценивать влияние тоталитарного государства на личность. Я спрашивал себя: почему я советских людей, точнее, вышедших оттуда, могу узнать в любой точке земного шара, узнать еще до того, как они откроют рот и будут говорить? По неким признакам всегда определяешь "советскость", "совковость". Клеймо лакейства, как некогда ставили на рабов, клеймо на моем герое Жане - это то, с чем многие выходят из страны Советов. "Выдавливать по капле"? - даже по капле трудно удается.
- Довольно мрачная картина…
- Я - довольно мрачный и хмурый человек, которого иногда по утрам посещают улыбка.
- Улыбаетесь, когда любите? Когда ненавидите, тоже улыбаетесь?
- Во мне не присутствует ненависть как продолжительный импульс, долгая эмоция. Я могу быть, безусловно, неадекватен в эмоциональном порыве, и послать могу, и прочее, - но у меня это быстро все проходит. Устойчивой ненависти нет, это - быстрая атака. Вот разве что телевизор ненавижу, он возбуждает негативные эмоции, телевизор - это плохо.
- Многие, когда им плохо, смотрят для успокоения телевизор. Что Вы делаете, когда Вам плохо?
- Очень полезно книгу почитать. Например, Шопенгауэра, когда плохо - он первым ввел в философию термин "сострадание", как одну из основополагающих философских категорий, чем взбесил всех философов: не нужно идеализировать людей, чтобы их полюбить, нужно увидеть, как они страдали… Меня привлекает, что он ввел сострадание в рамки фундаментальных философских характеристик.
- Вы любите людей, сострадая им?
- Как можно не любить людей?!

"Таланту можно многое простить…"

- Что заслуживает безусловного прощения?
- Талант - талантливому человеку можно многое простить, во многом оправдать, даже если он лишен общепринятых достоинств.
- О чем-то приходится сожалеть?
- О вреде масс-медиа, о том, что жизнь коротка, и не хватает времени, чтобы читать интересные книги. Моя настольная книга - "Зоар". Я с 95-го года занимаюсь Каббалой в группе "Бней Барух". Это учение могло бы помочь каждому разобраться в самом себе. Когда я впервые попал на занятия, был настроен довольно скептически. Но это быстро прошло, духовные поиски стал связывать с попыткой реализации. Первая встреча с равом Михаэлем Лайтманом убедила меня, что это - то единственное, чем стоит заниматься человеку, и, действительно, количество занимающихся увеличивается изо дня в день, это - не уход в религию, это - постижение через Каббалилистические книги человеческих возможностей. Группа - это живой организм, где все определяет лидер. Его мощь, сила, глубина, его преданность делу - такой мощный, светлый потенциал…
- Коль скоро занятия дают просветление, почему, как сказали, чаще бываете угрюмым, мрачным?
- Это закономерно. На самом деле, занятие Каббалой - это ежедневная работа. Попробуйте думать о Создателе хотя бы полчаса в день, и вы увидите, как это трудно. Полчаса было бы достаточно для каких-то перемен в жизни, но практически это сделать невозможно без занятий Каббалой…
- В книге "Зоар" есть строки, которые сегодня расценивают как предвидение трагедии с американскими небоскребами…
- Я не удивлен - в этой книге написано обо всем! - что было, что есть, и что будет.
- Почему же эта книга не предупреждает конкретно человечество о грозящих ему катастрофах?
- Она предупреждает, нужно просто правильно ее читать. Ведь было же написано об американской трагедии? Это - не мистика, это - наука, наука о душе. Сейчас время раскрытия Каббалы, это спасет многих и многих от грядущих бед и катастроф. Я вижу это не в силу своей зашоренности или фанатизма, я - нерелигиозный, абсолютно светский человек.
- Что, кроме Каббалы, входит в круг Ваших интересов?
- Музыка... Люблю в тире пострелять.
- Результативно стреляете?
- Да, могу похвастать. Я уже в Израиле к этому пристрастился, - понравилось безумно.
- А в женщин результативно "стреляете"?
- Ну что вы! Зачем? За что?!
- Я - про стрелы Амура…
- Не знаю, не знаю…
- А Вас «охмуряют»? Поклонницы есть?
- Ну как без этого, это - часть имиджа, часть амплуа.
- И как же реагируете - знакомитесь, встречаетесь?
- Не всегда… Бывают "результативные" знакомства… Но мне бы не хотелось эту тему обсуждать.
- То есть женская тема - за семью печатями…
- Тема женщин - безусловно, благодатная тема, но не для газетных интервью.
- Тогда поговорим не о конкретным дамах, а о женщинах вообще: есть на свете идеальные женщины?
- Есть, безусловно, - столько об этом написано!
- Такие встречаются и в жизни или только в литературных произведениях?
- Идеал - он на то идеал, чтобы его искать. У меня не было необходимости в поиске. Закономерно, что влюбляемся мы не в идеальных. Мы же не знаем, за что мы любим их, неидеальных - как только знаем ответ - перестаем любить…
- Можно ли проникнуться убеждением, что тебе не кажется, не мнится чувство, а любишь на самом деле?
- Если ты не сходишь с ума от одной только мысли, что твоя женщина может принадлежать другому, - тогда не любишь. Это не я сказал, но мне эта мысль очень понравилась, и она оказалась правильной. Иначе - уже не любовь, это уже привязанность, дружба… Повторяю: от одной только мысли, что твоя женщина может быть с другим…
- Разве это не банальная ревность?
- На самом деле - нечто другое, но ревность - сопутствующая эмоция.
- Если была бы возможность выбора между другом и женщиной - кого бы предпочли?
- Не дай Бог такую возможность!
- У Вас есть друзья?
- Хочется думать, - да.
- Чем занимаетесь, когда видитесь?
- Самые лучшие моменты, полезные для физического и душевного здоровья, связаны с поездками в Бней-Брак с Исраэлем Демидовым, на уроки рава Лайтмана.
- Вам знакомо понятие "убить время"?
- Безусловно, я только этим и занимаюсь.
- Кто помогает "убивать время"?
- Это все равно, что вовлечь кого-то в преступление, если не хуже, - предпочитаю в одиночку.
- Отчего можете закомплексовать?
- Все, что в нас есть - это от Бога, поэтому надо пытаться гармонично существовать с собственными комплексами, полюбить их, что тоже путь. И комплексы делают нас человеком, личностью.

"Спектакли оставляют след…"

- У Вас бывали провалы - на сцене или в жизни?
- Таких провалов, как на премьере в Новосибирском театре оперы и балета с Дон Кихотом, не было. Дали Дон Кихоту, на премьеру - впервые, серого коня в яблоках, это была цирковая лошадь. Когда всадник на лошади появились на авансцене, зал зааплодировал. Привычная к аплодисментам лошадь сделала поклон, и герой от неожиданности слетел с нее в оркестровую яму… Бывали в моей жизни переживания... Может, лучше было бы скатиться в оркестровую яму…
- Где в большей степени используется Ваш профессионализм - на экране или на сцене?
- Безусловно, на сцене. На экране мы все ограничены разными условиями. Скажу без позы - я не сильно стремился в израильское кино, хотя бы потому, что у меня денежный вопрос стоит не так остро. В свое время я перестал ходить на audishns, связанные кино, рекламой и прочим, просто перестал этим заниматься: портилось настроение, когда слышал не очень умные задачи от лиц, которые находятся за камерой; становилось стыдно за себя. Недавно работал в фильме, где мне нравилось все, и для которого не проходил никаких audishns: просто человек увидел меня в спектакле, и пригласил на роль. Это - фильм "Made in Israel", режиссер Ари Фольман. Про другие работы в кино даже не могу сказать, доволен ли: я их не видел на экране.
- Вы можете сказать, что нашли себя, или все еще сомневаетесь в выборе профессии?
- Я - всегда глубоко сомневающийся человек, почему-то у меня всегда смыкаются периоды глубоких разочарований и отчаяния с периодами полной уверенности, что ты на своем месте.
- Профессия приносит счастье?
- Иногда - да. Другое дело, что счастья не может быть много, и не должно быть много, иначе это уже будет счастье животного. А животное, как известно, невозможно накормить - ни для счастья, ни для удовольствия. Если происходит так, то можно уже говорить не о счастье, а, скажем, о хорошем настроении. Сцена - пусть это прозвучит банально, - дарит как мгновения счастья, так и ощущение полной своей никчемности и ничтожности.
- Что Вы ждете от зрителя?
- Чтобы в театр ходили! Зритель - это каждый из нас, то, чего желаешь себе, хочется, чтобы происходило со всеми. Спектакль может нравиться или не нравиться, но след с обязательным позитивным импульсом оставляет, оставляет надежду на что-то доброе - это, пожалуй, идеальный результат.
- Что Вы даете зрителю?
- Вот это и пытаемся дать. Когда спектакль удается, мне кажется, удается что-то важное в жизни…
- Что есть Ваша козырная карта?
- Мне кажется, я разбираюсь в своей профессии…

ЛЮБИМЫЕ:
Актер Де Ниро
Писатель - "Хемингуэй, хотя говорят, что в жизни он был не очень приятным человеком, но для меня творческий момент - определяющий. Не каждый человек может и должен быть приятен всем сразу людям, но при этом создавать нечто такое, что восхищало бы и переворачивало действительность".
Музыкальные пристрастия - "Их очень много - так много хорошей музыки. Есть шедевры и интересные находки в любом жанре"
Фильм -"Зависит от того, в какое время смотришь... Сейчас под впечатлением от фильма "Последнее танго в Париже" Бернардо Бертолуччи - лет 17 назад видел, недавно вновь посмотрел в Америке".
Художник - Ван Гог
Напиток - "Не кофе, точно, - сок".
Спорт - "Занимался серьезно боксом, сдавал на кандидата в мастера. Сейчас - бегаю. Интересно посмотреть теннис. Люблю шахматы - довольно прилично играл, и сейчас, бывает, играю".
Город - Иерусалим
Время суток - "Ночь - не так шумно. А еще лучше сказать - начало дня…"
Праздник - "Для меня шабат - святой день, а праздник лучший - песах"
Парфюм - "Гуччи"
Хобби - интернет, рыбалка

15.11.2001








This entry was originally posted at https://malamant.dreamwidth.org/172129.html. Please comment there using OpenID.
Tags: гастроли, интервью, театр
Subscribe

  • Тюльпаны пустыни

    Ровно вчера я показывала культивированные тюльпаны. Красота, созданная руками человека, восхищает! Но цветением особенно поражает пустыня.…

  • Двойная радуга

    " Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан" Вспоминаю школу: чтобы запомнить, в каком порядке расположены цвета радуги, мы…

  • "Пришла весна в мои края..."

    1)Anchusa strigosa – Воловик щетинистый Сейчас цветут! Нарциссы и крокусы, первые из первых, уже отцвели. Представляю первые из "вторых". Снимки…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments