Galina Malamant (malamant) wrote,
Galina Malamant
malamant

Categories:

Петах-Тиква, наш компас земной


"Я вернулся в мой город, знакомый до слез"
О. Мандельштам



Вот и я вернулась в знакомый, но вовсе не до слез, а в город, оставивший добрые воспоминания. 18 лет назад я переехала в Израиль, и первые четыре года жила в Петах-Тикве, в съемной квартире в центре города. Все "под рукой": рынок — рядом, лавки — близко, поликлиника — в двух шагах... Никакой зависимости от транспорта (как это было на доисторической)! Мне было комфортно в Петах-Тикве. "Врата надежды" — все знают, что так переводится название города. И мои надежды оправдались — уже через год работала по специальности. "За минувшие 10 лет я только увольнял и сокращал журналистов, впервые за эти последние 10 лет принимаю на работу", - сказал при этом редактор. Редакция располагалась в Тель-Авиве, но проблем с транспортом не возникло: 51-й маршрут работал, как часы...
С улыбкой вспоминаю свои самые первые дни в Петах-Тикве. Опасаясь заблудиться, я подробно познакомилась со щитом напротив своего дома, и решила, что это — отличный опознавательный знак. Возвращаюсь домой — вроде, правильным маршрутом шла. Нет щита! То есть, щит висит, но совсем с другим наполнением... Заблудилась! Разве могла подумать, что щиты здесь обновляют чуть ли не скоростью звука?!

Тогда я решила запоминать маршрут по названию улицы. Возвращаюсь домой — и опять сомнения, не заблудилась ли я: вроде, иду правильно, но название улицы — другое! Разве дано мне было знать, что одна и та же магистральная и прямая улица имеет три(!) названия?!

Героев больше, чем улиц? Действительно, в Петах-Тикве много улиц, увековечивающих память людей, сделавших немало добрых дел для страны и для города.

И вот я "вернулась в свой город", чтобы узнать как можно больше об истории города, о людях, чьими именами названы улицы, - весьма признательна муниципалитету Петах-Тиквы, устроившему ознакомительную экскурсию с городом, пеший пресс-тур.



Особый респект — организатору Дине Марголиной и экскурсоводу Зееву Волку (Zeev Volk), без которых я бы могла заблудиться, как в первые дни пребывания в Петах-Тикве.

Неблагодарное дело — пересказывать авторские изыскания замечательного экскурсовода, израильтянам это лучше услышать из первых уст, увидеть собственными глазами. Все же хотя бы схематично обозначу моменты тура. .



Название Пе́тах-Тиква́ (‏פֶּתַח תִּקְוָה‏‎), (врата надежды), предназначенное для основания поселения возле Иерихона, взято из книги пророка Хошеа (Осии):

"И оттуда /из пустыни/ дам Я ей виноградники ее‚ а из долины скорби – врата надежды".







Тем 20 людям, кто вознамерился на паях купить землю близ Иерихона, турецкий султан отказал в связи с тем, что они были подданными других стран. Среди желающих было трое, которые позднее основали Петах-Тикву на берегу реки Яркон – Йоэль Моше Саломон, Давид Гутман и Иегошуа Штампфер.

"Здесь птицы не поют..."


Сегодня мы вовсю употребляем слово "экология", и хорошо знаем, что птицы обитают в экологически чистых районах. Земли деревни Амлебес, которую в итоге разрешили купить тем, кто вынашивал идею создания еврейского сельскохозяйственного поселения в Эрец Исраэль, были запущены настолько, что птиц здесь не было. Сотни лет долина по обеим берегам реки Яркон была заброшена. Воды источников разлились на всю долину и превратили ее в болота, отравляющие воздух. Если пастухи соседних земель приводили сюда пастись скотину — животные околевали, вдоль берегов реки валялась падаль. Безрадостной была картина в деревне Амлебес: почти все люди - ослепшие, с желтыми пергаментными лицами. Покупатели земли узнали две главные причины болезней жителей деревни: воды Яркона и близость болот. Но ведь в двух часах ходьбы от этих мест — иная картина... И они решились на покупку этой земли! Так был сделан первый и важный шаг для основания первого еврейского ишува, который впоследствии стали образно называть «Эм ха-Мошавот», (ивр. ‏אם המושבות‏‎) — «мать поселений». В истории основания города говорится: "В первый день месяца кислев 5636 года (ноябрь 1878) нашли воду" — был вырыт первый колодец. На глубине 28 метров была обнаружена живительная вода.
И были радости от первой борозды, и ошибки были... То плуг не тот, то быки не те... Но поля засевались, и всходили злаки. Но было и враждебное отношению к евреям Петах-Тиквы от владельца соседних земель, направившего своих подданных уничтожать урожай.

Хорошие урожаи привлекали все новых и новых поселенцев. Старожилы предупредили их, что нельзя пить воду Яркона из-за опасности заразиться, и что следует пользоваться только водой из колодца, который выкопан в мошаве. Однако нашлись среди них такие, которые не приняли всерьез предупреждение старожилов. К лету 5637(1880) года распространилась лихорадка. Проблема осушения болот, саранча, неурожаи, нападения банд арабского происхождения, эпидемия малярии... Жители перебрались в соседнюю арабскую деревню и оттуда выходили обрабатывать свои земли. Некоторые не выдерживали и возвращались в город‚ а взамен приходили другие‚ которым с трудом давалась непривычная работа на земле... К 1881 году поселение опустело - люди покидали его, не в силах бороться с лихорадкой. Гутман и Саломон тоже решили оставить мошаву, утешаясь тем, что следующий год – это год "шмиты" (по законам Торы, каждый седьмой год земле надо дать отдых), и они оставляют поселение временно, только до конца этого года...

Впоследствии барон Эдмонд Ротшильд взял под покровительство многие семьи Петах-Тиквы, приобрел для них дополнительные земли, помог в осушении окрестных болот. Далее и новоселы, и старожилы начали приходить в себя, заново организовали товарищество, чтобы с новыми силами восстановить Петах-Тикву из руин на новом основании... К 1914 году Петах-Тиква стала самым большим еврейским сельскохозяйственным поселением на этой земле; жили в ней три тысячи триста человек, занимались хлебопашеством, виноградарством и садоводством, вывозили на продажу цитрусовые и миндаль; в поселении были школы, детские сады, библиотека, почтовое отделение, из Петах-Тиквы в Яффу регулярно ходили дилижансы.

"Мы – первые птицы..."













Площадь Основателей. "Мы – первые птицы‚ несущие свет утренней зари", - так, весьма образно, сказал Давид Гутман о первопроходцах.

Не только улицы названы именами основателей города, но в их честь благодарными потомками сооружены постаменты. Согласно легенде, отцы-основатели верхом на лошадях отправились из Яффо в сторону будущей Петах-Тиквы, чтобы осмотреть планируемую покупку.





Именно здесь, где сегодня раскинулась "Площадь основателей", пролегла первая вспаханная борозда. На месте, где некогда был вырыт первый колодец, был разбит городской парк с фонтаном в центре, куда на водопой слетаются голуби.

"Первую борозду на краю поля провел двадцатилетний Иегуда Рааб из Венгрии‚ самый молодой среди основателей Петах-Тиквы. Вторую борозду провел Давид Гутман‚ третьим был Иегошуа Штампфер. Он взялся за плуг‚ заплакал и произнес благословение"


"Белый эвкалипт" из Петах-Тиквы - недавно я писала об этом дереве, посаженном в 1910 году, и победившем саранчу.

Но разве может сравниться судьба уцелевшего дерева с судьбами людей? Немало трудностей выпало на первопроходцев, но они выстояли. Одержимостью, упрямством, значимой и существенной глубиной веет от их деяний. В 1891 году в Петах-Тикве насчитывалось 464 жителя, а в 1900 — 818. Первая еврейская деревня, основанная в 1878 году группой первопроходцев, стала праматерью не только еврейских деревень, не только еврейского сельского хозяйства в Палестине, но и основой для рабочих организаций, для самообороны, коллективизма и строительства общины.
В начале двадцатых годов в Петах-Тикве начался процесс урбанизации. В 1939 году Петах-Тиква получила статус города. Тогда же началось быстрое развитие промышленности.

Большая синагога











Расположенная на улице Ховевей Цион Большая синагога (строилась с 1890 по 1898 годы) воздвигнута на средства барона-филантропа Эдмона Ротшильда. Строившие ее французские инженеры и архитекторы, прибывшие в Палестину по просьбе Ротшильда, обладали богатым опытом в возведении культовых христианских заведений, но не имели малейшего представления о том, какой должна быть синагога. И неудивительно поэтому, что здание в плане архитектуре представляет собой типичную церковь.


Аутентичные солнечные часы, изобретенные раввином Моше Шапиро из Иерусалима.


Возрождение истории

Каждая алия привносила свои мазки в общую картину города.






Стрит-арте, баухаус, модерн - все эти направления, в окружении современных высоток, пестрят в облике Петах-Тиквы, пятого по величине и по численности населения города.






Вместе с тем, лишь немногие из зданий начала истории Петах-Тиквы сохранились до наших дней. Одни были снесены, другие перестроены до неузнаваемости. Дом Авраама Шапиры, главы отряда самообороны Петах-Тиквы, был построен в 1905 году. В нем Шапира, впоследствии ставший председателем Ассоциации охранников и получивший прозвище "Старейшина сторожей", жил до самой смерти в 1965 году.


Сегодняшние "отцы" города, во главе с Ициком Браверманом, мэром города, решительно настроены визуально раскрывать историю Петах-Тиквы.
















Впереди немало работ по реставрации старинных зданий, восстановлению и сохранению забытых на долгие года построек. Сегодня вспоминают и те имена, которые мало известны истории. Особенно удивительным и трогательным для меня было знакомство с творчеством поэтессы Эстер Рааб (1894-1981). Ее так называемые белые стихи поражают своей глубиной и твердостью духа:

...в наших руках — меч,
а в наших сердцах — лист оливы,
сжав зубы,
мы сражаемся на войне.



Некоторые здания, заслуживающие внимания как историческая память, уже отреставрированы или восстановлены.

Первая ешива





Ешива Ломжа в Петах-Тикве была построена и открыта в 1925 году. Здание является архитектурным памятником. История ешивы берет начало в небольшом польском городке Ломжа, - там в 1883 году раввином Елиезером Шулевичем была основана первая ешива. Во времена первой мировой войны, из-за внутренних разногласий (стиль обучения в ешиве был литовского направления иудаизма, в то
время как большинство ешив придерживались хасидизма) и из-за антисемитских настроений, также имеющих место, рабби Елиезер уехал вместе со своими учениками в Эрец-Исраель, где решил основать филиал ешивы Ломжа. Жители поселения с восторгом восприняли идею основания первой ешивы в Петах-Тикве.


Первая типография


Шломо Штампфер, первый мэр и сын Иехошуа Штампфера (одного из отцов-основателей города) был первым жильцом этого дома, который был построен из кирпичей, сделанных из смеси глины с
соломой. Что показательно, Шломо купил это здание "под ключ" своими средствами и не пожелал пользоваться общественными деньгами. Он прожил в этом доме до 1932 года, после чего это здание перешло во владение Шмуэля Геренбойма, который превратил здание в типографию, которая помимо всего занималась изготовлением упаковок для фруктов со знаменитой надписью: "Jaffa". Типография работала до 60-х годов прошлого века, потом зданием служило складом бумаги, а после и вовсе было заброшено и до недавнего времени было убежищем для бездомных и пережило несколько пожаров.

Дом Светицкого





Это здание, построенное в 1920 году, принадлежало семье Авраама Светицкого,
видного специалиста сельского хозяйства. В те годы оно по праву считалось одним из самых красивых построек в поселении. Авраам Светицкий знал толк и в архитектуре - он сам проектировал свой дом.
Некоторые элементы архитектуры и дизайна он заимствовал у впечатливших его одесских зданий. В доме было пять комнат и балкон с колоннами. Постройка здания длилась полгода, после чего семья Светицких благополучно в нем поселилась, однако ненадолго. Представители Англо - Палестинского банка уговорили сдать им здание в аренду, и разместили в нем филиал банка. Банк в этом доме работал в течение пяти лет, после чего семья Светицких вернулась в родные стены. После смерти главы семейства дом перешел по наследству к его дочери, которая, в свою очередь, завещала его своим детям. С тех пор здание сдавалось под офисы и магазины, в итоге придя в плачевное состояние. Муниципалитет Петах-Тиквы дал добро на реставрацию "Дома Светицкого", - извещает щит справа от здания.

Шук! Шук! Шук!

В Израиле редко звучат слова "рынок" и "базар". "Шук" - так называют колоритное место торговли говорящие на разных языках люди.





















Шук Петах-Тиквы вполне может соперничать даже с прославленным Иерусалимским шуком Махане-Йехуда. Под громкие крики зазывал здесь можно не только приобрести свежие овощи и разные продукты, но и проследить историю города, например, в планировке, а также в сохранившихся старых надписях на стенах. Сюда съезжаются торговцы со всех близлежащих городков и поселений, гулять по торговым рядам можно часами.

***
История создания Петах-Тиквы не случайно включена в школьную программу в Израиле. Она представляет собой модель создания всего государства: прийти на безжизненное место, преодолеть все возможные и невозможные препятствия, выстоять все испытания, но построить, в итоге, дом для себя и своих детей.


This entry was originally posted at https://malamant.dreamwidth.org/168296.html. Please comment there using OpenID.
Tags: петах-тиква, по городам и весям, стоит посетить
Subscribe

  • Авокадо - еще тот фрукт!

    Авокадо - это фрукт или овощ? Вы видели овощи на деревьях? И, хотя плоды по качеству напоминают овощи, авокадо - это фрукт. Авокадо, или Персея…

  • Гуайява — Psidium: вкусно!

    Цвет гуайавы, Луна лежит на боку. Что пил я вчера? Японская хайку не только образна, но и обоснована. Недозрелую гуайаву макают в смесь соли и…

  • Экзотический сад Бустан Шошан

    Здесь собраны плодовые растения со всех концов света. 800 деревьев, кустарников, лиан, - невероятное богатство, которое оставили устроители сада,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments