Galina Malamant (malamant) wrote,
Galina Malamant
malamant

Эдип, герой судьбы


18, 19 и 20 мая, в рамках Международного фестиваля "Гешер", на сцене театра Гешер – спектакль Театра им. Евг. Вахтангова «Царь Эдип» в постановке режиссера Римаса Туминаса

Снимки автора и пресс-службы театра

«От судьбы не уйдешь», - гласит расхожая фраза. Кто-то безропотно и даже обреченно подчиняется судьбе. Царь Эдип тоже следует за судьбой, но становится ее героем.

В институте от семестра к семестру нам, студентам, следовало прочитать примерно 400 художественных произведений. Преподаватели разных предметов словно соревновались: чей список рекомендуемой литературы окажется длиннее. Это было нереально — в лучшем случае, все книги можно было прочитать разве что по диагонали. Помнится, тогда я себе дала зарок: сохранить все списки, и после окончания института прочитать всю литературу.
На экзамене по античной литературе мне мне попался «Царь Эдип» Софокла. Отвечала по-книжному: критической литературы по этому произведению было много, в отличие от собственного мнения, которого вообще не было. Откуда ему было взяться после «диагонального прочтения»?
По окончании учебы в институте я возвратилась к «Царю Эдипу», но до конца не сумела одолеть произведение: сложно читать, зная развязку. «У него власть, он обеспечен, пресыщен — это от скуки он докапывается до истины», - решила я тогда.

Спектакль «Царь Эдип» в постановке московского академического театра имени Евгения Вахтангова я ждала с нетерпением: наконец-то передо мной, правда, в игровой форме, но целиком предстанет все произведение. Впрочем, предполагала, что от режиссера-постановщика Римаса Туминаса, одного из лучших режиссеров современного театра, могут быть сюрпризы: он любое литературное произведения читает и показывает по-своему. Например, заранее смущали женские имена среди исполнителей главных ролей: в театрах Древней Греции женские роли исполнялись мужчинами.
Я оказалась неправа: не отдельные сюрпризы, весь спектакль оказался сюрпризом.
Постановка не стала привязкой ко времени: она затрагивает и античность, и современность.


Есть хор, обязательный для античности (причем какой хор! — настоящие греки, да на родном языке эллинов: спектакль — совместное творчество вахтанговцев и Национального театра Греции).




Царя Эдипа играет Виктор Добронравов. Но кого играет Виктор Добронравов? Есть — хоть и царь, хоть и отец семейства, — есть молодой человек из древних времен, чуть ли не похожий повадками на самонадеянного современного «мажора»: в стильном костюме наших дней, с золотой цепью властителя, напоминающей украшения «авторитетов», с замашками вседозволенности, а есть и властелин — есть герой разных времен и эпох.
Но, скажите, кто и когда, в какие времена человек, наделенный не только могуществом, но и достоинством, не просто занимается самобичеванием, а судит и наказывает себя за свои пороки?! Римас Туминас, вслед за Софоклом, показывает, какими могут и должны быть люди, а не какие они на самом деле или какими они хотят казаться. И это — шаг из античности в далекое будущее, которое, возможно, даст новых героев судьбы.
Спектакль ошеломил меня своей мощью и необычностью. Трагедия Софокла в постановке театра имени Вахтангова, похоже, привнесла новый жанр в театр, синтезированный из разных составляющих. Это — своего рода детектив, в котором главный герой, пытаясь узнать, чей он сын, ведет расследование. Но детектив, основанный на мифе: согласно прорицанию оракулов, Эдип должен убить отца и жениться на матери. В кулуарах услышала мнение, что хор заставляет зрителя выдавить слезу, как индийские фильмы. Не согласна: как и положено хору античного театра, и здесь хор ведет и комментирует действия и ситуации. Тем не менее, мне он чем-то напомнил исполнителей современного рока.


Пытаясь предотвратить трагедию, царица и жрица Иокаста в исполнении Людмилы Максаковой от лубочно-нежных чувств матери и одновременно жены как бы исподволь и как-то незаметно, но выразительно и ярко доходит до душераздирающей драмы.




Пронзительная ирония Евгения Князева, исполняющего роль Тиресия, слепого провидца, сменяется на не менее пронзительный судейский вердикт: «Виновник смерти Лая – ты!» Такая гамма чувств за довольно короткий промежуток времени, который отведен роли, подвластна лишь Актеру с большой буквы.

Разве что комедийный жанр напрочь отсутствует в спектакле — на то он и трагедия....


И еще об одном герое спектакля — о колесе судьбы. Эдакая махина-труба с зияющими бойницами занимает чуть ли не половину сцены. Жестокое колесо судьбы, наводящее страх и ужас своей грозной поступью, резким звучанием, словно рык всемогущего зверя, от которого даже земля способна содрогнуться, мощь, готовая искалечить, раздавить и уничтожить людские жизни, раскатывает по сцене, подминая все сущее. Финал — из бойниц колеса судьбы летит дым, превращая все вокруг в пустынный марсианский пейзаж.
Возможно, это уже из области фантастики, но основанной на реалиях...























This entry was originally posted at http://malamant.dreamwidth.org/149369.html. Please comment there using OpenID.
Tags: театр, театр гешер
Subscribe

  • Так был ли мальчик?

    Две женщины, проживающие в Кацрине, никогда не общались между собой. Но обе имеют непосредственное отношение к уголовному делу, именуемом «дело…

  • Задоров не виновен!

    Это - версия яснознающей, доселе понятия не имевшей об одном из самых громких и полных противоречий дел израильской Фемиды. Медиум рассказала,…

  • Дело Романа Задорова: «Это – не конец дороги!»

    23 декабря Верховный суд большинством голосов вынес вердикт по рассмотрению апелляции по делу Романа Задорова: виновен. Ранее Задоров дважды был…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments