Galina Malamant (malamant) wrote,
Galina Malamant
malamant

Categories:

Театр Гешер: "Сцены из супружеской жизни"


"Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему", – кто не помнит эту классическую фразу из "Анны Карениной"? Но так ли это на самом деле? Почему счастливая семья со временем становится несчастной, а наоборот никогда не происходит? Или все же происходит?

Схематически возникновение семейных ячеек, пожалуй, во многом совпадает. Но разве всегда схемы вписываются в жизнь? И все же: поначалу пара начинает "вить гнездо". Мне кажется, что на этом этапе зарождается семейная пуповина. Такой условный канал связи быстро укрепляется: в идеале у каждой из половинок возникает радостное желание посвятить себя своей половинке, угодить друг другу. А потом испаряется радость, а потом – и само желание. Капля даже камень точит? "Капли" разных видов и значений расшатывают "ячейку общества" – семейная пуповина обрывается... Обычно такой процесс – пусть не в равной степени – но мучительный и болезненный для обоих супругов.

Постановщик Гилад Кимхи, взяв за основу "Сцены из супружеской жизни" Ингрида Бергмана (сначала был мини-сериал, затем - пьеса), в новом спектакле театра "Гешер" не изменил сюжетной канвы. Но его ряд неожиданных решений заставил по-новому взглянуть и на культовое произведение, и на семейную жизнь.

В спектакле показана пара, чей супружеский стаж составляет 20 лет. Каждая из "сцен" – фрагмент семейной жизни из этого значительного стажа. У них богатый дом, хорошие должности (Йохан – профессор в университете, Марианна – преуспевающий адвокат), воспитанные дети. Но у Йохана начинаются поиски новых ощущений. Но случается – "седина в бороду, бес в ребро". При этом привязанность супругов друг к другу не ослабла, и даже любовь не остыла. Как себя вести Марианне?

Хочу отметить особенность большинства мизансцен: герои повернуты в профиль к зрителю, и лишь в немногочисленные моменты можно увидеть их лица и в анфас. Наверное, такой прием оправдан: герои между собой ведут диалоги, они смотрят друг на друга. Но мне, как зрителю, половина лица порой казалась и половинчатостью выражаемых эмоций.











Ох уже эти капли, которые способны разрушить семью! Когда человек перестает ценить в должной мере то, что имеет? В поиске новых впечатлений и ощущений кому-то хочется вырваться к иллюзорному счастью, кому-то обрыдли "обязаловки", кого-то перестала устраивать физическая близость.

Пусть не у всех, но у многих из нас есть привычка примерять ситуации на себя, чтобы потом признаться себе: "У меня такого никогда не будет", или: "У меня было еще хлеще", или: "Такие мотивы расставания не для меня". Как говорится – "сличайте"...

Мне кажется, что весьма размытые границы в таких сравнениях особо подчеркивают статисты. Бессловесные, они четко знают свое дело: как, куда и когда передвинуть мебель, во что одеть героя... Статисты, пожалуй, играют роль антуража, как дополнение к декорациям Эрана Ацмона. "Живая декорация, разумеется, оживляет любой диалог.

В шести сценах из супружеской жизни, демонстрируемых на сцене (без тавтологии не обойтись!) есть все: спокойствие и размеренность, воздержание и секс, верность и тайная (до поры) измена. Потому что куда-то ушли яркие чувства. Вместо них - блеклые семейные пересуды. Но вот возникают конфликты - и выплескивается все, о чем прежде умалчивалось. И теперь вовсю властвуют эмоции, хитрость и лицемерие. В итоге эти "сцены", давая понять, как могут складываться ситуации, препарируют и развод, и возникновение новых пар, и измену новым семейным партнерам. С кем? - с бывшими супругами! Нет, это не возвращение в лоно прежней семьи. Морально ли переспать с бывшим супругом? - над этим не стоит задумываться. Герои иногда снова спят вместе, потому что им необходима физическая близость с человеком, с которым есть о чем поговорить и что вспомнить. Потому что выясняется, что они еще способны на яркие чувства, а именно - друг к другу. Но разбитую чашу семейного счастья уже не склеить. Не зря финальный забег супругов завершается на тренажерах - это бег на месте, бег в никуда.



Вы продолжаете сличать? А пока напомним: практически так же не удалась супружеская жизнь у Ингмара Бергмана с Лив Ульман, да и многих обычных семей, когда с какого-то момента становится "тяжело нести, но жалко покидать".

Одной из капель разрыва семейной пуповины в "Сценах..." стал факт, что у каждого из супругов отсечение от материнской пуповины произошло на физическом, но не на духовном уровне. Что происходит, когда родительские семьи, пусть даже из самых лучших побуждений, "правят бал"? Такое вмешательство в семейную жизнь извне и Марианна, и Йохан рассматривали как посягательство на свою свободу. Но претензии они выражают не старшим представителям семьи, а друг другу.

Вот и я сличила – мне, по ассоциации, вспомнилась история семьи моей подруги. По моим сторонним оценкам: отец – узурпатор, мать – его безвольная рабыня, и четверо детей. Отец приучил детей: встречать Новый год (семейный праздник!) вместе. И поздравления он принимал только со звуком первого "бома" часов. Когда одному из уже взрослых детей пришлось, по случаю участия в конкурсе, на Новый год быть в другом городе, отец в наказание не разговаривал с ним весь год, до следующего Нового года. Но вот все дети обзавелись своими семьями. И что же? Отец не стал отменять традицию первого "бома". Спустя два года не выдержал один из зятьев: "У меня тоже есть родители, и они тоже ждут моих поздравлений!" Его жена, она же примерная дочь, продолжала каждый год поздравлять отца под бой курантов, а через пять минут мчалась на такси к мужу. Этому примеру последовали остальные - еще один зять и обе невестки. Новый год – семейный праздник? Через пару лет из-за традиционного "бома" распались три молодые семьи. Устояла лишь семья моей подруги, хотя традиция ее родительского дома принесла и ей немало переживаний...



Спектакль с не устаревающей, а вечно новой темой семьи, заставляет задуматься о жизни в целом, и о ее частностях – сценах из супружеской жизни. Ведь быть счастливым в семье - мечта каждого человека. А еще вы непременно получите радость счастливого момента неожиданного, но вполне уместного сочетания: это – совместная постановка Камерного театра и театра "Гешер". Итай Тиран и Эфра Бен Цур на одной сцене!











Цветы, овации и бис при аншлаговом зале – логическое завершение спектакля:








This entry was originally posted at http://malamant.dreamwidth.org/147106.html. Please comment there using OpenID.
Tags: театр гешер
Subscribe

  • Цветы запоздалые

    Праздник осеннего цветения! Только на одну ночь открывается потрясающей красоты цветок панкрация морского. Такую ночь, когда раскрываются белые…

  • В этот день 2 года назад

    Этот пост был опубликован 2 года назад!

  • Гуайява Кеттли — вкусная экзотика

    Землянична​я гуава — так в народе называют это растение Псидиум, Гуава, Гуайява — растения семейства миртовых, род включает в себя около 100…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments