Galina Malamant (malamant) wrote,
Galina Malamant
malamant

Город Шивта на "Пути благовоний"


Город Шивта, всемирное наследие ЮНЕСКО — набатейский город в сердце пустыни — один из наиболее сохранившихся древних городов в западной части Негева

Набатеи – волшебники пустыни


Знаменитый караванный "Путь благовоний", по которому из южной части Аравийского полуострова в страны Средиземноморья, порты Александрии и Газы перевозили ароматические смолы и благовония, протянулся на 2000 километров.

Последний участок пути проходил через пустыню Негев, которая в те времена была во владении набатейского царства. Набатеи старались вести караваны по самым недоступным для римлян местам, максимально удаленным от границы империи, которая проходила от юга Мертвого моря через Беэр-Шеву до Рафиаха. Чтобы сохранить контроль над этим участком дороги, обеспечить ее безопасность и постоянное снабжение караванов водой и продовольствием, на всем отрезке пути были организованы постоялые дворы, с годами превратившиеся в города с общественными зданиями, колодцами, храмами.

Древние набатейские города – Халуза, Шивта, Мамшит (Мемфис), Авдат ( "Следы исчезнувшей цивилизации"), вместе с окрестными крепостями и сельскохозяйственными ландшафтами в пустыне Негев, свидетельствуют об уникальной цивилизации – функциональной организации общества. Это давало возможность для развития торговли, сельского хозяйства, ремесел, письменности, образования, религиозных культов, искусства.
Известно об этом пути было со времен царя Соломона:
"Царица Савская (правительница аравийского царства Шеба), услышав о славе Соломона во имя Господа, пришла испытать его загадками. И пришла она в Иерусалим с весьма большим богатством: верблюды навьючены были благовониями и великим множеством золота и драгоценными камнями; и пришла к Соломону и беседовала с ним обо всем, что было у нее на сердце... И подарила она царю сто двадцать талантов золота и великое множество благовоний и драгоценные камни; никогда еще не приходило такого множества благовоний, какое подарила царица Савская царю Соломону".
("Книга Царств" 3:10)


Существовала эта цивилизация относительно недолго, с III в. до н.э. по VIII – IX вв. Следы совершенных оросительных систем, руины городских сооружений, крепостей и караван-сараев показывают, каким образом суровая пустыня осваивалась людьми, вознамерившимися заниматься здесь торговлей и развивать сельское хозяйство.


Благодаря относительной отдалённости от других заселённых мест, строения Шивты не были разобраны на стройматериалы, и в результате она сохранилась лучше других древних городов в этом регионе.


Есть основания полагать, что Шивта выросла из набатейского постоялого двора, появившегося в I веке до н. э. в правление царя Харетата 4-го (9 год до н. э. — 40 год н. э.), упоминаемого Библией как Арета, тесть Ирода Антипы.


Поселение было основано на пересечении двух путей: из Ницаны в Авдат и из Ницаны в Халуцу, и основой его экономики являлись услуги путешественникам и купцам, двигавшимся по ним. В правление Рабаэля 2-го (70—106 гг. н. э.), когда набатеи стали развивать в Негеве сельское хозяйство, экономика Шивты стала опираться на виноградники и разведение лошадей.






Город не был окружён забором или укреплениями. Вместо этого дома и улицы планировали так, чтобы стены крайних домов образовывали сплошную стену, прерывавшуюся только выходами нескольких главных улиц за пределы города. Вся Шивта была двухэтажной. Подземные пещеры соединялись друг с другом и выходили за город.


Древние строители Шивты обнаружили превосходное знание траектории солнечных лучей летом и зимой, направления ветра и других климатических особенностей района. Они сооружали дома с аркадами, главные комнаты были обращены на юг. Подобная ориентация позволяет низкому зимнему солнцу проникать в комнаты и обеспечивать их теплом максимальное число часов. Аркады же заслоняют комнаты от высоко стоящего летнего солнца.

Расцвет Шивты приходится на римско-византийскую эпоху (II-VII вв.), когда Негев входил в систему обороны южных границ римской империи. А когда христианство стало государственной религией (с середины IV в.), в Шивте начинается строительство церквей.

Южная церковь





Южная церковь простояла 300 лет.
[gallery type="square" ids="160441,160440,160439"]




В апсидах еще сохранились остатки изображений, которые Лоуренсом и Вулли описывались как Преображение Христа.


К церкви были пристроены большой баптистерий (купель) с монолитной крестообразной купелью для крещения взрослых и маленький для крещения детей.


Одно из помещений Южной церкви возле баптистерия в ранний арабский период приспособили под мечеть, сделав нишу (михраб) в южной стене (направление на Мекку), к которой поворачиваются мусульмане во время молитв. Ученые считают, что первое время мечеть и церковь функционировали одновременно.

Площадь бассейнов


Водный канал






На первый взгляд, Шивту строили без всякого плана. И все же город был построен по определенному замыслу: все улицы сходились у огромного резервуара для сбора воды. Через них были проложены каменные каналы, по которым, благодаря такой планировке, дождевая вода стекала в этот резервуар.
Во время раскопок нашли глиняные таблички, на которых было написано, что жители города обязаны очищать бассейн от наносных пород.
В Шивте сохранилась уникальная система водоснабжения: дождевые воды, выпадавшие в окрестностях города, с помощью большой системы каналов собирались в в два бассейна в центральной части города (объёмом в 700 и 850 кв. м). Кроме того, вода с крыш домов собиралась в личные резервуары; частные колодцы находились в нишах внутри домов. По подсчётам учёных, эта система поставляла в среднем 10 л в день на человека.

Конюшня


Рядом с площадью бассейнов был раскопан большой частный дом площадью в 400 кв. м («бассейный дом») и другой жилой дом с останками лестничного пролёта и конюшен («конюшенный дом»). Эти дома были построены в поздний набатейский период и продолжали использоваться в византийский.






Здесь содержали знаменитых арабских скакунов

Северная церковь


Снимок Сергея Баландина
Северная церковь красивее и больше южной. Пол, стены, апсиды — все было отделано бело-серым привозным мрамором. Молельный зал вмещал гораздо больше людей, чем было жителей в городе. Видимо, в Шивту прибывало много паломников. Одна из церковных дверей выходила за пределы города, что позволяло многочисленным пилигримам заходить в церковь, минуя город. При церкви был монастырь с кельями.


Снимок Сергея Баландина
В северной церкви в специально огороженном месте стоит колонна. Одни ученые полагают, что она была построена как хранилище для святой воды, а другие - что на этой колонне 30 лет просидел монах Стихитэс, которому еду поднимали в корзине. В истории христианства известны случаи, когда монахи жили на столбах. Наличие в северной церкви большого баптистерия для взрослых служит доказательством ее ранней постройки.


Снимок Сергея Баландина
Сохранились остатки и еще одной церкви, которая была построена в VI в. между северной и южной. В ней еще нет помещений для святых мощей. Она сохранилась хуже других, потому что была построена из мягких меловых пород.

С приходом мусульман Шивта пришла в упадок. Из найденных в мечети надписей VIII - IX вв. следует, что к этому времени христиан в городе уже не было. Однако постепенно ушли и мусульмане. Город опустел, и от него остались лишь камни.

Дом экспедиции Кольта


В 1933-1935 годы в Шивте работала англо-американская экспедиция, возглавляемая Гаррисом Данскомбом Кольтом (1901-1973) (потомок Сэмюэля Кольта, изобретателя знаменитого пистолета).


Экспедиция успела раскопать несколько улиц, жилых домов и церквей.


Члены экспедиции Кольта построили дом.


На притолоке написано по-гречески: " В добрый час! Этот дом построил Кольт на свои средства и своими силами."


В этом доме они провели год.


Здесь здесь веет древностью


Сегодня в этом доме можно снимать комнаты.


Природные и археологические достопримечательности Западного Негева: Шивта, парк Голды Меер, холм Тмила, Холот Халуца, заповедник Холот Шунра — этот маршрут разработал для нас профессиональный гид Сергей Баландин, знаток истории, географии и ботаники Израиля. О себе Сергей говорит: "Экскурсовод по Израилю, "нештатный" философ, независимый исследователь "еврейского" вопроса".
Сергей Баландин - автор книг:

«Пятое Евангелие» - — описание святых мест в Израиле с комментариями и размышлениями;

«Антиевангелие», или краткий путеводитель по несвятым местам и духовным задворкам израильской действительности.

ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ ПО ЭРЕЦ ИСРАЭЛЬ

Флора Израиля - здесь представлены фотографии и названия (на латыни, русском и иврите) различных растений, снятых Сергеем Баландиным в Израиле.



This entry was originally posted at https://malamant.dreamwidth.org/115989.html. Please comment there using OpenID.
Tags: археология, набатеи, пустыня негев
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments