Galina Malamant (malamant) wrote,
Galina Malamant
malamant

Categories:

Гробница Пророка Самуила


Пророка Шмуэля (Самуила), или или аль-Наби Самуила, почитают как евреи, так и мусульмане. Могила пророка является одним из немногих мест в мире, где в одном здании мирно соседствуют мечеть и синагога


ЗОЛОТЫЕ РОССЫПИ (Продолжение)

Движение "Еврейский взгляд" предложило журналистам и блогерам поездку за "зеленую черту", предоставляя возможность составить мнение об экономической и политической значимости частной инициативы на территориях.
В жестокий хамсин, какого не было в Израиле последние 75 лет, небольшая группа израильских журналистов и блогеров побывала в Гуш-Эционе.
Мы посетили:
- Музей «Гуш-Катиф» в Иерусалиме (10 лет без Гуш-Катифа);
- археологический парк Сусия;
- теплицу "Алейну" в Маале-Адумим;
- новый туристический комплекс Гиват Оз Ве Гаон;
- "Кедем" - израильскую фабрику по производству натуральных лечебных препаратов и косметической продукции;
- святыню Наби Шмуэль ("Пророк Самуил")


Наби Шмуэль (Самуэль, Самуил) находится к северу от Иерусалима, недалеко от района Рамот, на горе высотой 908 метров.


С высоты открывается чудесный вид на Иудейские горы.


В хорошую погоду (а не в хамсин, как в нашем случае) здесь отлично видны Иерусалим и Рамалла


Наби Самуэль считается местом древнего еврейского поселения и могилы одного из самых главных библейских пророков - Шмуэля.
Он завершил Эпоху Судей (был пятнадцатым и последним судьей Израильским) и положил начало Эпохе Царей, помазав на царство сначала Саула, а когда тот не оправдал его ожиданий, - юного Давида.


У входа в здание - экскурсовод Элиэзер Фридлянд

Согласно еврейской традиции, считается, что Самуил - автор книг, известных под названиями «Книга Судей», «Книга Царей», а также «Книга Рут».

Особая заслуга пророка Шмуэля состоит в том, что он помазал на царствование первого еврейского царя Саула. Это произошло против воли Шмуэля по просьбе представителей племен: «Поставь над нами теперь царя, чтобы он судил нас, как это у всех народов» (1 Сам. 8:5).

Пророк был недоволен этой просьбой: для него власть Всевышнего над еврейским народом отождествляла самую достойную монархическую власть. Шмуэль объяснял народу, что будет делать царь: «Сыновей ваших возьмет он и приставит их к колесницам своим… а (другие) будут пахать пашни его и жать жатву его… А дочерей ваших возьмет в составительницы (благовоний), в стряпухи и булочницы. А лучшие поля ваши и виноградники возьмет он… и сами вы будете ему рабами. И возопиете вы в тот день из-за царя вашего, которого вы избрали себе, но не ответит вам Господь» (1 Сам. 8:10–18).

Но еврейский народ упрямо настаивал: «Нет, только царь пусть будет над нами, тогда будем и мы, как все народы, и будет судить нас царь наш… и вести наши войны» (1 Сам. 8:10–18). Шмуэль по повелению Всевышнего бросил жребий, и царем стал скромный юноша Шауль из рода Беньямина.

Когда же Шауль был отвергнут Всевышним, Шмуэль по повелению Господа тайно помазал на царствование юношу-пастуха Давида из Бейт-Лехема. Но много лет прошло, прежде чем Давид стал царем в Эрец Исраэль. А Шмуэль, выполнив свою историческую миссию, больше не появляется в ТАНАХе за исключением одного беспрецедентного случая: ворожея призывает тень умершего пророка для совета с царем Шаулем.


Бывший южный трансепт церкви, теперь с михрабом
На том самом месте, которые мы сейчас называем Наби Самуэль, когда-то функционировал монастырь. Со временем мусульмане организовали на этом месте производство керамики.


Здесь был северный придел церкви; ступеньки (слева) ведут в молельную половину для мужчин
7 июля 1099 года на высоту поднялись крестоносцы и открылся им вид на цель похода, Иерусалим. Затем здесь было основано аббатство. Во время третьего крестового похода христианская армия доходила до монастыря, но в итоге он достался неприятелю. Наби Самуэль снова перешёл в руки франков в 1241 и был снова потерян три года спустя. Дальше инициативу перехватывают еврейские паломники.


На женской половине
Согласно иерусалимскому письму 1454 года, гробница Самуила находилась под управлением еврейской общины, и тут была возведена синагога. По преданию рабби Ицхак Лурия («святой Ари», каббалист из Цфата, XVI век) также признавал гробницу Шмуэля и гробницы его родителей. Португальский паломник-христианин, побывавший в Иерусалиме в 1552 году, рассказывает о посещении гробницы Самуила: «Это место содержится за счет местных евреев. Раз в год они идут туда на восемь дней и зажигают свечи. Великий султан дал право каждому человеку жить там, и также дал евреям особые полномочия.


Своды


Слева - лестница на крышу


Подъем на крышу


Вид с лестницы


Так снаружи оформлялись своды здания


Рабби Гедалия из Семятича повествует в 1706 году: «Гробница Шмуэля-пророка и отца его Элкана, и матери его Ханы находится в пещере под землей и весьма красива… а здание из побеленных камней – очень большое. И каменный купол над ним, и в куполе есть окно для дневного освещения… и гробница Шмуэля-пророка – у южной стены… Гробница Ханы-пророчицы и Элканы в той комнате в пещере, что перед ней (гробницей Шмуэля).


На территории раскопок обнаружены водосборники и колодцы


"Им сверху видно всё...)

Арабы, живущие по соседству с гробницей, принимали участие в обслуживании паломников. Они предоставляли желающим верховых животных, в основном ослов, а в дни праздников устраивали базары и сами принимали участие и еврейских торжествах. В 1730-е годы правители Османской империи, построившие над могилой мечеть, запретили евреям посещать Наби Шмуэль. Арабский шейх Мустафа Асад Алькими, посетивший Святую Землю в 1730 году, описывает свое посещение могилы Шмуэля в деревне Рама: «И было это место в руках иудеев, они молились там и приносили дары: украшения, одежды и ковры. И клали их в пещеру, где гробница пророка, мир с ним. Затем эти вещи сжигали… До тех пор, пока не появился в Иерусалиме учитель наш и господин шейх Мухаммед Альхалили, отдавший приказы, которые принесли ему известность. Божественное провидение помогло ему с помощью священного письма султана вывести евреев оттуда, и он закрыл вход в пещеру, и построил над ней башню, и установил порядок молитв в мечети. Он окончательно запретил евреям входить сюда. И они приходили сюда в страхе, и оставались стоять снаружи мечети, но не могли войти внутрь. И Аллах воздал ему (шейху Мухаммеду Альхалили) по заслугам в милости и благости и определил ему место в раю за усердное служение и выполнение воли пророков». Шейх Мухаммед Альхалили был муфтием Иерусалима и умер в 1734 году. Вместе с грабительской конфискацией гробницы прекратилось проведение традиционных торжеств. Одиночные посетители вынуждены были платить арабскому сторожу за проход на территорию гробницы. Беньямин Второй пишет в 1847 году: «Евреи приходят сюда молиться и платят по пиастру за это право».
В XIX веке евреи купили здесь землю и пытались основать поселение, но не очень удачно. Во время первой мировой войны в этом месте велись бои между турками и англичанами, и в итоге, здание мечети было разрушено, но позже, в 1928, востановлено.


Во времена британского колониального правления (1918–1948 гг.) евреям было разрешено посещать могилу, а само захоронение было отреставрировано и перестроено. С 1948 по 1967 г. Наби Шмуэль находился под контролем Иордании и евреям вновь был закрыт путь к могиле пророка. После Шестидневной войны район Наби Шмуэль отошел к Израилю. Сегодня могила пророка является одним из немногих мест в мире, где в одном здании мирно соседствуют мечеть и синагога. В Наби Шмуэль у мусульман и иудеев имеется по собственной могиле пророка – одна у входа, вторая в подвальном помещении. Какая из них истинная, известно лишь Всевышнему.


О том, что это место связано с древней историей, свидетельствуют археологические раскопки, начатые еще в XIX-ом веке. То, что мы видим сегодня, можно сравнить с вершиной айсберга, главное же скрыто в глубине.


Когда археологи начали изучать сохранившиеся кладки стен, их взору предстала впечатляющая картина — невероятное наслоение эпох! Здания минарета и мечети, построенные в начале XIII века, стоят на фундаменте церкви крестоносцев, а та, в свою очередь, на фундаменте византийской церкви. Она была возведена тоже не на пустом месте, прежде здесь находились еврейские поселения. Самые ранние постройки датированы VIII-VII веками до новой эры, а самые поздние II-I веками до новой эры. А значит, сохранившиеся до наших дней остатки этих городков, хранят память об Эпохе Судей, эпохах Первого и Второго Храмов.


Каменщики оставляли свои метки


Каменная резьба - предположительно, "лилия Шарона"


"Секрет" каменщиков" - резьба по диагонали. В таком случае камни можно было устанавливать как горизонтально, так и вертикально


Но в основном каменные блоки помещений не составлены из камней, а вырубались в скалах
Раскопанный археологами город у гробницы многие считают той самой библейской Рамой, что в переводе означает «высота, вершина», где жил и правил Израилем пророк Самуил. А по другой версии, это пограничный город Иудейского царства — Мицпа, что значит «панорама, наблюдательный пункт», также связанный с памятью о Самуиле. Согласно традиции, в Мицпе он собрал и воодушевил народ на войну с филистимлянами. По поражающему воображение виду на Иерусалим и его окрестности, который открывается отсюда, можно согласиться и с первым, и со вторым вариантом. Как бы там ни было, но для верующих, которые приходят сюда, чтобы молиться, это место есть и будет могилой пророка Самуила.


Здесь всегда людно. Но особенно много верующих здесь собирается 28 ияра по еврейскому календарю, в день смерти пророка Самуила: «А Самуил умер, и оплакивал его весь Израиль, и похоронили его в Раме, в городе его» (Шм. I, 28:3).

Источники:
http://hram-troicy.prihod.ru/
http://www.ejwiki.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0_%D0%A8%D0%BC%D1%83%D1%8D%D0%BB%D1%8F

This entry was originally posted at http://malamant.dreamwidth.org/114988.html. Please comment there using OpenID.
Tags: зеленая черта, пресс-тур
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments