Galina Malamant (malamant) wrote,
Galina Malamant
malamant

Фестиваль израильской оперы: Масада торжествует!

IMG_8276-001
Мы знаем все о героической Масаде: о стоицизме ее защитников, и о том, как «Масада пала». Последние пять лет можно говорить о торжестве Масады и победе израильского зрителя: это чудотворное действо производит музыка, фестиваль израильской оперы

«Еще недавно такой оперный фестиваль казался мечтой, - говорит Хана Муниц, генеральный директор Израильской оперы. - Я считаю, что желание и мечта могут сдвинуть горы". Горы сдвинуты, но Масада устояла.

IMG_8069
Более того, последние пять лет можно говорить о торжестве Масады и победе израильского зрителя: это чудотворное действо производит музыка. Да, словно вчера вошел в жизнь израильтян Фестиваль Израильской оперы на Масаде, сразу став заметным событием в жизни нашей страны. Но на самом деле это произошло пять лет назад. Свершилось: не отдельные израильтяне, как это было прежде, а очень многие полюбили оперу: сочное сочетание блестящих голосов, прекрасной музыки и музыкальной драматургии. На сегодняшний день любители оперного вокала специально подгадывают свои отпуска или выходные, останавливаясь в эти дни в ближайших гостиницах или туристических комплексах, чтобы днем любоваться фантастическими пейзажами пустыни Арава, а вечером на открытом воздухе, да под звездным небом, увидеть и услышать завораживающее действо... Более того: за свою недолгую историю фестиваль успел зарекомендовать как один из ярчайших фестивалей в мире, проводимых под открытым небом. Именно поэтому на это музыкальное мероприятие приезжают тысячи туристов из разных стран мира. Всего пройдет шесть представлений двух грандиозных постановок: оперы «Тоска» Джакомо Пуччини и кантаты «Кармина Бурана» Карла Орфа. Фестиваль оперы на Мертвом море устраивается в течение двух уик-эндов - с 4 по 6 июня и с 11 по 13 июня 2015 года. Опера «Тоска» будет исполнена четыре раза, а «Кармина Бурана» - дважды. Расписание составлено таким образом, что гости фестиваля, приезжающие на Мертвое море, смогут увидеть две постановки в течение одного уик-энда.

Стоит добавить: в этом сезоне Израильская опера отмечает свое тридцатилетие.

IMG_8065
4 июня на пробережье Мертвого моря, у подножия крепости Масада, состоится открытие ежегодного фестиваля «Опера на Масаде,
Один из лучших шедевров мировой оперы «Тоска» Джакомо Пуччини станет в этот день украшением сцены.

IMG_8154
Самый крупный оперный театр под открытым небом начинается не с вешалки. Он начинается с улиц итальянских городов с их неизбывной атмосферой: фонтанами, бесконечными закусочными и уголками отдыха. Площадь этого городка 15000 квадратных метров, здесь - 3500 сидячих мест, помимо барных стоек.

IMG_8247
За сценой просматриваются природные «кулисы» - рельефные холмы пустыни и крепости Масада.

IMG_8254

IMG_8252
Рим – место события, 1800 год – время события, разворачивающегося на сцене. Не станем пересказывать либретто – освежить в памяти историю Тоски можно, заглянув в интернет, либо приехав на представление. Что вас ожидает здесь, рядом с исторической Масадой?
Слияние природы, живой истории, музыки и пения – музыки, которая достигает звездного неба и распростирается на всю вселенную…

Hana_Munitc_IMG_8102
"Оперная музыка приобретает множество дополнительных оттенков, когда исполняется под открытым ночным небом, и, тем более, на Масаде, - говорит генеральный директор Израильской оперы Хана Муниц. - Грандиозное пространство также дает нам возможность представить оперу как жанр перед гораздо более широкой аудиторией, чем это возможно в стенах оперного театра в Тель-Авиве».

Каково быть внутри этого колоритного синтеза?

Klara_Vishn_IMG_8128
Рассказывает оперная певица Клара Вишневская:
- Совпало все: отличная постановка, великолепные солисты, непревзойденный режиссер – мы, артисты, очень довольны. И даже изменчивой погодой довольны – мы репетируем каждый день: то жарко, то холодно… Такая она, пустыня!
Я пою в оперном театре с 1994 года, на моем счету это – пятая постановка «Тоски». И всякий раз совершенно разные постановки, от мелочей до глобальных решений: разные режиссеры – разные решения. И солисты разные, и мизансцены, и костюмы. И неизменный дирижер, гениальный Даниэль Орен – тоже всегда разный, и всякий раз творит чудеса. Сколько раз звучала «Тоска» на разных сценических площадках! Но Орен «выжимает» из музыки то, что уже кажется невозможным! В этом и заключается его гениальность: известное, апробированное он слышит по-новому, создает новый шедевр, и заставляет слушателей услышать все по-новому.

Я всегда была согласна с двумя первыми пунктами утверждения: бесконечно можно смотреть на бегущую воду, полыхающий огонь. А вот позиция, что можно бесконечно смотреть на то, как работает другой человек, всегда вызывала сомнения.
Но отныне сама стану утверждать: наблюдать за работой дирижера можно бесконечно. Это – видеть его летающие руки, одухотворенное лицо, слышать его пение, ремарки… Он даже музыкальные термины произносит напевно, и прикрикнуть может – все равно что аккорды набрать…
Великолепное пение солистов – словно журчание воды, разве его надо исправлять? А дирижер останавливает репетицию: «Ты опоздал вступить…»

Daniel_Oren_IMG_8243
Даниэль Орен предпочитает говорить о композиторе и его музыке:
- Джакомо Пуччини писал эту музыку на родной ему территории, где он жил – ему все эти мелодические звуки и напевы были близки. Пуччини всегда передавал в музыке атмосферу той страны или города, где происходит действие. «Тоска» –это гимн Риму, его церквям, колоколам, великолепию города.
Отвечая на вопрос, с какими трудностями пришлось столкнуться в работе, дирижер отметил, что это, в первую очередь, –огромная сценическая площадка, глубина сцена на Масаде 50 метров, и сложно держать во внимании и оркестр, и хор, и солистов.
На вопрос, что новое в данной постановке, Даниэль Орен отвечает:
- Наша постановка – единственная опера в мире, в которой звучат колокола Ватикана, мы специально для «Тоски» их записали.

IMG_8090-001
Специально для «Тоски» работают пиротехники: они запускают над Масадой залпы салютов, и торжественность этого аккорда надолго остается в памяти.

IMG_8209
Журналисты побывали на репетиции оперы. Я считаю, нам несказанно повезло: партию Тоски исполняла солистка израильской оперы Ирина Бертман. В конце 2014 года оперная певица, сопрано Ирина Бертман стала лауреатом одной из самых престижных премий страны - премии Ландау, ежегодно присуждаемой в Израиле за выдающиеся достижения в области науки и культуры 10 лауреатам.

Но зрителям повезет не меньше.

На сцену выйдут прима из Болгарии Светла Василева (сопрано) - партия Флории Тоски. Фабио Сартори в роли Марио Каварадосси. Американский баритон Скотт Хендрикс исполнит партию барона Скарпия, тенор Йосеф Аридан – Сполетта, бас Одед Райх – Шарроне, бас Ноах Бригер – партию тюремщика и бас Владимир Браун – церковного служащего.

Расписание Оперного фестиваля на Масаде здесь.

Пуччини говорил, что у театра «есть три закона: заинтересовать, поразить и растрогать».
Постановка «Тоски» блестяще соблюла все законы знаменитого композитора.

Галина Маламант

Снимков гораздо больше здесь

и здесь - наиболее полные публикации


This entry was originally posted at https://malamant.dreamwidth.org/106757.html. Please comment there using OpenID.
Tags: опера, фестивали
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments