Galina Malamant (malamant) wrote,
Galina Malamant
malamant

Как оживает прошлое, часть 1

ОЖИВШАЯ ИСТОРИЯ



Наглядно увидеть Десять Заповедей, псалмы Давида, написанные 2000 лет назад, – испытать весьма волнующие, непередаваемые ощущения...


Правительственное пресс-бюро (Мария Тросс) и Управление древностей Израиля пригласили журналистов на экскурсию в Иерусалим. Первая остановка - в Музее Израиля.


За оградой - необычной формы фонтан


Перед входом в музей - еще один необычный фонтан, скорее похожий на озерцо


На аллеях - артефакты, обнаруженные при раскопках синагог


Побродить по залам музея интересно и взрослым, и детям.


Группы экскурсантов, ожидающие открытие музея


Но нас пригласили не для того, чтобы посмотреть экспонаты в залах музея. Управление древностей Израиля, отвечающее за сохранность исторического наследия, пригласило журналистов в святая святых – лаборатории по реставрации и сохранению уникальных артефактов.


Пнина Шор (справа) и Елена Либман

«Управление древностей Израиля считает своим долгом не только поддержание физического состояния свитков и других памятников старины, но и делиться своим состоянием, показывая его миру: израильское наследие – это мировое наследие», - говорит Пнина Шор, руководитель группы, включающей все направления работ со свитками.

«В процессе работы я думаю о том, что передо мной кожа или папирус. Но всякий раз, когда просто задумываюсь, над чем работаю, – мороз по коже», - призналась Елена Либман, заведующая лабораторией реставрации рукописей.
А работа Елены связана со Свитками Мёртвого моря, причем работает она в лаборатории реставрации со времени ее основания – с 1991 года. Выпускница МГУ, окончила исторический факультет, отделение искусствоведения. Занималась реставрацией еще в Москве, работая с пергаментом: «Конечно, это были не рукописи 2-х тысячелетней давности, но рукописи IХ-Х веков".


В Музее Израиля хранится большая часть Кумранских рукописей. Свитки Мёртвого моря — название манускриптов, обнаруженных, начиная с 1947 г., в пещерах Кумрана (на северо-западном побережье Мертвого моря), а также в ряде других пещер (всего – в одиннадцати).


Свитки – это более 900 рукописей, состоящих из небольших, а то и совсем мелких фрагментов, общая численность которых – тысячи и тысячи, являющихся наиболее древними известными фрагментами Пятикнижия.
Общеизвестно, что ростки христианства идут от Ветхого Завета. Свитки – нить, которая связывает христианство с иудаизмом.
Эти свитки позволяют лучше понять духовные процессы в еврейском обществе конца Второго Храма. Особое значение они имеют в деле понимания основ христианской идеологии. Свитки эти – уникальные артефакты, археологические свидетельства огромной ценности и значения.


Датируются эти манускрипты периодом от 250 г до н. э. до 68 г н. э. (период позднего Второго Храма, или эпоха эллинизма. Большинство из них написаны на иврите. Любой школьник, владеющий алеф-бет (алфавитом), способен прочитать тексты.

Некоторые свитки написаны на арамейском языке – это был разговорный язык отмеченной эпохи, как и греческий, – встречаются фрагменты греческих переводов библейских текстов. Тип письма также различен – палеоиврит и квадратное письмо. Палеоиврит – с которым евреи были угнаны в рабство после разрушения Первого Храма. В Вавилонском пленении они научились квадратному письму, с которым через 50 лет возвратились на Землю обетованную. При этом не было забыто палевое письмо, которое евреи считали священным.
По содержанию кумранские рукописи можно разделить на три группы: библейские тексты, апокрифы и псевдоэпиграфы, литература кумранской общины.

Основной писчий материал — пергамент из козьей или овечьей кожи, изредка папирус. Чернила, за единственным исключением, угольные. Один только свиток начертан на меди (хранится в Иорданском археологическом музее в Аммане).


Старший реставратор Татьяна Битлер (так сложилось, что все пять работников лаборатории – выходцы из бывшего Советского Союза).

Нахождение исторических свитков – сама по себе история, овеянная и легендами, и мистикой. В ряде версий есть как расхождения, так и совпадения. Они многократно публиковались. Написано и опубликовано огромное количество исследований и статей. Однако, не отправляя по ссылкам, и мы расскажем эту историю – какой услышали ее из уст тех, кто работает над свитками.

Исследователи полагают, что ессеи, жители кумранской общины, спрятали свои рукописи в близлежащих пещерах во время еврейских восстаний в 66 г. н.э. незадолго до того, как римские войска уничтожили общину. Целью ессеев было сохранить эти свитки для будущих поколений.

Легенда гласит, что обнаружил свитки подросток-бедуин. Он искал козу, которую пас, и решил, что она провалилась в пещеру. Подросток бросил камень в отверстие, но вместо блеяния козы услышал звук разбитого кувшина. Он залез в пещеру, которая оказалась заполненной глиняными кувшинами, а в них находились свитки.

«Скорее всего, никакой козы не было, - рассказывает Елена Либман. А бедуины и тогда, и сегодня ищут клады, являются «черными археологами», время от времени фрагменты свитков появлялись на «черном» рынке. О находке свитков известно со слов бедуинов, никто, кроме них не видел, кувшинов. По словам бедуинов, в кувшинах находились свитки, которые были свернуты в рулоны».

Бедуины не знали ценности находки и потому решили получить хоть какую-то выгоду для себя. Летом 1947 года подросток вместе с братьями понес находку в Вифлием, чтобы показать сапожнику непонятные рулоны из кожи.
Сапожник увидел на коже записи, и отправил ходоков к торговцу древностями, который купил у бедуинов свитки. Почему-то решив, что надписи сделаны сирийским письмом, антиквар решил проконсультироваться с епископом сирийского православного монастыря Святого Марка в Иерусалиме.

Епископ отверг предположение о сирийском письме, но купил четыре свитка.
Все это не было археологией в прямом смысле слова: бедуины, сапожник, антиквар, священник…

В ноябре 1947 года о свитках узнает археолог, профессор Елеазар Сукеник, специалист по археологии Палестины из Еврейского университета в Иерусалиме. Он выкупил у антиквара три свитка. Есть исторический снимок, как Сукеник через лаз в заборе монастыря берет свиток, принадлежащий епископу, который тот дал для исследования, с условием возврата.

Почему Сукеник решил, что свитки – оригинальные, и сими стоит заниматься? Потому что на различных письменных источниках двухтысячелетней давности, в частности, керамических осколках с надписями, присутствовало идентичное письмо. Угольный анализ подтвердил датировку свитков.

Согласно свиткам, ессеи писали, что их рукописи будут найдены через 2 тысячи лет, когда вновь возникнет на этой земле еврейское государство. Сбылось: 29 ноября ООН провозгласила о разделе страны, и образовании государства Израиль…
С этого провозглашения началась бесконечная арабо-израильская вражда, из-за чего обстановка в Израиле накалилась до предела. В Иерусалиме вспыхивали уличные бои. Тем не менее, доктор Сукеник приступил к исследованию свитков.

А епископ тем временем отбыл в США, забрав с собой остальные свитки.
«Известия о свитках не было долгих пять лет, - рассказывает Пнина Шор. – К этому времени Сукеник умер. Как вдруг на страницах «Wall Street Journals» в 1954 году появляется объявление. Его содержание едва ли могло привлечь внимание археологов: «Продаются четыре манускрипта библейской эпохи, датируемых по меньшей мере 200 г. до н.э. Они могут стать идеальным подарком для образовательной или религиозной организации от частного лица или группы лиц».

К счастью, объявление случайно увидел сын профессора Сукеника, генерал Игаль Ядин, также археолог. Он сразу понял, о чем речь, и обратился к официальным представителям Израиля, которые через подставное лицо выкупили свитки за 250.000 долларов. 1 июля 1954 года рукописи возвратились в Израиль».
Нашелся и восьмой по счету свиток. Он долгое время оставался у антиквара, который хранил его под кафельным полом, куда стекала вода после мытья пола, и потому был в плачевном состоянии. Это – так называемый Храмовый свиток, самый длинный – 11 метров.


«Сначала я была удивлена: мне казалось, что вопрос с рукописями давно приведен в полный порядок, однако состояние свитков было удручающим, - рассказывает и показывает Елена Либман. - Работа началась с описания имеющихся свитков и их фрагментов, с фотографирования".

Начальные работы над свитками, производившиеся в музее Рокфеллера, были выполнены небрежно: фрагменты прокладывались между двумя стеклами и приклеивались скотчем. Открывались свитки для произведения работ в неприспособленных для этого условиях – на том момент еще не была разработана технология обработки и хранения древних артефактов.


Так что вновь созданной лаборатории пришлось начинать всю работу сначала.


Фрагменты свитков покрыты ультрафиолетовыми фильтрами. Их открывают лишь на фиксированное количество времени в год.


Сегодня для сохранности используются специальные материалы: текстурный реставрационный картон, сетки для крепления фрагментов,


...японская тончайшая бумага, и особые условия хранения.


Нам были продемонстрированы промежуточные и конечные варианты сохранения свитков, а также выставочные варианты, предназначенные для экспонирования в музеях мира.

Фотостудия


Здесь делают снимки свитков. Это – тонкая и сложная работа.


«Установлено оборудование, которое производит съемку без использования освещения, - говорит Пнина Шор. – Система эта – лучшее в мире, самое точное и доскональное съемочное приспособление – разработана в NASA - Национальном управлении по воздухоплаванию и исследованию космического пространства.
Коллектив, исполнивший систему, сегодня – наш постоянный советник».


Снимки производятся на 12 спектрах волн (из них только семь видимы глазу), с 28 ракурсов, что помогает увидеть мельчайшие подробности фрагментов свитков, прочитывать тексты даже на поврежденных участках кожи.


Каждые полгода фрагменты свитков заново фотографируют, чтобы в сравнении узнать изменения кожи, на которых записаны тексты.


Весь процесс нацелен на максимально возможную сохранность свитков.




Снимки свитков собраны в цифровой Библиотеке Свитков Мертвого моря имени Леона Леви, насчитывающей 10.000 фотографий, выполненных с применением новейших технологий, и размещены на сайте. Все работы, производимые лабораториями, осуществляются на деньги меценатов, поэтом их имена или инициалы использованы . в электронном адресе сайта К слову, одна из меценатов работает в компании Google, а сама компания поддержала сайт.
Исследователи Свитков Мертвого моря, а также интересующиеся историей, могут увидеть на мониторах персональных компьютеров и сотовых телефонов уникальные рукописные памятники одного из величайших археологических открытий ХХ века.




This entry was originally posted at http://malamant.dreamwidth.org/71400.html. Please comment there using OpenID.
Tags: археология, музеи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 34 comments