Galina Malamant (malamant) wrote,
Galina Malamant
malamant

Categories:

Памяти художника – "антисоветчика"

В ночь на 3 августа на 70-м году жизни скончался Евгений Абезгауз, создатель группы "Алеф", один из известных советских диссидентов, проживавший в Израиле с 1976 года.
Талантище. Интеллигент. Добродушный и кремень. С озорными замашками и юморист. Широкая натура. Хлебосольный хозяин. "Абезгауз - это золото", - так сказал он о своей творческой палитре. А палитра настоящего художника - это его душа...
Впрочем, судите сами. Под катом - интервью с Евгением Абезгаузом.







Евгений АБЕЗГАУЗ:

«Я – НАПОЛОВИНУ ХУДОЖНИК, НАПОЛОВИНУ ФЕРМЕР...»

Галина Маламант

Едва я вошла в холл, сплошь увешенный картинами, во всем доме погас свет. Евгений неторопливо удалился, засуетилась его жена Наташа, держащая на руках внука... Да будет свет! Его возрождение всегда воспринимается, как чудо. И засияли, озаренные светом, словно случилось ханукальное чудо, картины... «Золотой Абезгауз» - так называют часто работы художника за царское великолепие красок, источающих золотое сияние. Его картины закуплены всеми известными художественными музеями мира, постоянно выставляются в картинных галереях многих стран. В антологии «История еврейского искусства», ведущей отсчет со дня Первого Храма, в разделе «ХХ век», представлено 40 художников, в их числе - Евгений Абезгауз. Почетный гражданин американских штатов Кентукки и Канзас. Член ордена Кентуккских полковников. Почетный профессор Белармайнского католического колледжа.

«Я был тогда веселый...»

- Что лучше всего помните из детства?
- День смерти Сталина... Мне было лет 14, и я решил заполнить собою брешь: подал заявление в комсомол. Меня спасла от этого шага бюрократическая машина: заседание одного бюро, другого, – месяца три тянулось, а за это время я успел опомниться...
- Как же Вам удавалось обходиться в той жизни без комсомольского значка?
- Сам удивляюсь... Когда в 1957 году я поступил в свой первый институт – Институт связи имени Бонч-Бруевича, меня выбрали комсоргом. Единодушно все проголосовали... После этого я встал: «Ребята, большое спасибо, но я – не член этой организации». Все сильно удивились, и сказали: «Тогда будешь профоргом!» Я был тогда веселый, все меня очень любили, им неважно было – член я, или нет...
- Когда Вы впервые взяли кисть в руки?
- В детском садике. Я уже тогда участвовал в выставках детских работ. Меня папаня учил рисовать масляными красками, когда мне было 8-9 лет. Он был художник-любитель, еще и скрипач-любитель...
- Игре на скрипке он тоже обучал Вас?
- Я отдал шесть месяцев своей жизни игре на скрипке – мрачные воспоминания. Меня загнали в музыкальную школу, потому что мой двоюродный дядя – Леонид Коган, первый скрипач в России. Мой папаня не мог обойти такой момент...
- А чему Вас мама научила?
- Думаю, здравомыслию... Папа у меня был крупный инженер, а мама – просто очень умная женщина.
- Прибыв в Израиль, сошли с трапа самолета без скрипки...
- Зато с мольбертом! Я закончил в Петербурге в конце 60-х Высшее художественное училище барона Штиглица, ставшее училищем имени Веры Игнатьевной Мухиной. Сначала я стал и был инженером, отдал развитию электрической связи в Советском Союзе несколько лет жизни...
- Теперь понятно, почему погас свет, едва я переступила порог дома...
- Теперь вы понимаете, почему он так быстро зажегся?!
- Может, от Вашей внутренней энергетики, – Ваши картины тоже излучают свет...
- ...золото, золото! Художник Абезгауз – это золото...
- К каким драгоценным металлам относится Абезгауз-человек?
- Я себя ощущаю мягким, нежным, вовсе не металлическим... Хотя и золото – мягкое, и женщины его любят...
- А Вы любите женщин?
- Когда-то очень любил. Сейчас уже старым стал...
- Вам об этом женщины говорят?
- Женщины так никогда не скажут, они все пытаются сделать комплимент: «Какой же ты старый? – Совсем еще нет...» Но я-то знаю, как отделить женский комплимент от жизненной правды...
- Наташа – Ваша первая любовь?
- Наташа – моя первая и последняя любовь! Мы с ней с 17-ти лет вместе, с первого курса моего первого института. Так и застряли...
- Наверняка влияете на вкусы друг на друга...
- Надеюсь, что я повлиял на ее вкус: все интерьеры в наших домах Наташа делает сама, хотя когда-то это было моей профессией. Как всякая женщина, она, конечно, пытается и на мой вкус повлиять, но, слава Богу, пока безуспешно.
- В творчестве Наташа помогает? Полотна натягивает?
- Наташенька была довольно крупным инженером в Израиле: ответственной за технологическое развитие израильской телефонной связи. Она «переработала» шесть министров связи, пока не ушла воспитывать своих внуков... Поэтому я не мог от нее требовать, чтобы она что-то «натягивала», кроме своих министров...

Баркановка и «Баркановка»...

На столе, за которым мы сидим, - кофе, конфеты, печенье. И высокая бутылка, на этикетке – портрет хозяина дома и выведенное крупными буквами название напитка: «Баркановка».

- Творческая элита весьма лестно отзывается о Вашем фирменном напитке. Какова история «Баркановки»?
- Саша Бовин, последний посол Советского Союза, первый посол России в Израиле, писал в своей книге, что «Баркановка» не требует закуски: ее пьешь, и сразу закусываешь. Он считает, что в ней присутствует вкус маринованных огурцов и грибов. В ней действительно есть несколько трав, которые добавляют в маринады.
Я приехал в Израиль из Ленинграда в 1976 году. Был в отказе четыре года. В ту пору я был президентом группы «Алеф», ленинградской группы еврейских художников. С помощью американских евреев нам удалось вывезти выставку в США, и она уже раз 50 там была продемонстрирована по разным штатам. Тогда американцы добились через Картера, чтобы выпустили в Израиль трех узников Сиона. Двое сегодня в Кнессете, а третий – это я, Абезгауз. Мы, «русские» сионисты, тогда все молодые, решили продолжить свою борьбу: организовать новое поселение. Поскольку внутри страны уже все было занято, то мы вышли за «зеленую черту», и организовали поселение Баркановка. Было тяжело, правительство нас не выпускало на территории... В это время пришел «Ликуд» к власти. Арик Шарон был тогда министром сельского хозяйства, и мы подали на него жалобу в Высший суд справедливости, и тогда этот суд впервые принял решение в пользу поселенцев, против правительства. Мы жили сначала в палатках, потом поселились в бетонные кубики... Сами какие-то трубы канализационные тянули... Грязи – по колено, на ноги натягивали полиэтиленовые мешки, когда ходили в гости друг к другу. Первая зима была очень суровая: снег, град, дожди... Пустыня... Там уже все выросло, зеленый рай - мы засадили. В качестве гуманитарной помощи бригада из института Вайцмана привезла нам ящик спирта. И тут наш «русский гарем» начал спиваться: кто разбавлял, кто – нет... К весне многие вообще бросили пить! А я начал делать «Баркановку», начитавшись Алексея Толстого. У него водку настаивают – кто на березовой почке, кто на смородиновом листе, кто на чесноке, кто на перце... А я все это настаивал в одной бутылке. Тогда было немного компонентов, сегодня их – 20... Это – самое мое гениальное произведение...

«И вдруг ты попадаешь в абсолют...»

- «Баркановка» поражает необычностью, как и Ваши полотна... Привычным предметам, фигурам, и даже пространству Вы придаете непостижимые измерения... Это – Ваша истина?
- Меня интересует игра цветовых пятен, сама композиция. Это (жест в сторону картины) – не цветочки, и не букет, хотя его так называют. Это – набор наброшенных пятен, которые кому-то еще и букет напоминают...
- Художественные полотна должны нести смысл?
- Важно, что считать смысловым значением. Для одних это чистое искусство, то, что роднит музыку, живопись, балет, - законы композиции. Для других это идейная нагрузка. На мой взгляд, это – прелюдия других видов деятельности, но не искусства.
- Когда приступаете к работе над картиной, Вы можете заранее представить конечный результат?
- Я – да. Но это вовсе не обязательно. Многие художники, в основном, абстрактного направления, видят только общий ход, направление. Но, в любом случае, все подчинено хорошо воспитанному профессиональному чувству композиции и цвета. Я же вижу картину полностью законченной, и тогда подхожу к холсту и начинаю ее делать.
- Бывало ли, в таком случае, что Вас удивлял результат?
- Бывает, конечно... Но это относится к области цветоведения. Цветоведение – это такая смешная вещь!.. Оказывается, что оттенков красного существует 480, оттенков зеленого – 260, или около того... И только один из оттенков красного абсолютно гармонирует с одним из оттенков зеленого! И когда ты делаешь картину, делаешь... И вдруг ты попадаешь в абсолют! И тогда ты удивляешься: «Ах, какой я молодец!»
В живописи процентов десять – это творчество, а девяносто процентов – это уже профессиональная работа. Та самая работа, на которую каждое утро идет служащий, это просто исполнительская сторона. Когда ты профессионал, ты встаешь утром, и «идешь на работу», - ты знаешь, что тебе предстоит закончить из того, что наметил вчера, и знаешь, что будешь делать завтра. Самое интересное в работе над картиной – это начало и конец. Начало – это вспышка, это замысел. Ты видишь композицию законченной внутри головы. А финал еще интересней. Когда сделано примерно три четверти работы в картине, она рассыпается. Молодой художник или студент, который не привык к этому, находится в депрессии: работал, работал, а картина рассыпалась. Каждому профессионалу известно: нужно продолжать работать, и она соберется. И вот эта заключительная стадия, когда происходит собирание, - вдруг картина засветилась!
- Вам знакомо состояние депрессии?
- Я уверен, что оно знакомо каждому приличному художнику-творцу, чем бы он не занимался: композитору, поэту... Но надо знать: когда кажется, что мир разрушился и все пропало, - на самом деле это весьма положительная стадия в жизни любого творца. Это значит: в прежнем направлении он изжил себя, зато после нескольких месяцев депрессии рождается совершенно новое направление, новый ход. Депрессируйте! У меня из депрессий родилось три новых направления! Так что депрессия неприятна не самому творцу, а его близким: со стороны кажется, что человек на грани самоубийства... А это идет хороший внутренний процесс.
***
Художник вспомнил, что «давненько он не курил», и мы вышли на массивный каменный балкон, от которого направо спускались крутые ступеньки к выходу. А прямо перед взором, насколько было видно сквозь опустившуюся вечернюю темноту, простирались, убегая в горы, ровные террасы виноградника. «Это все я насадил... Половине Израиля черенки раздарил. Я по гороскопу – наполовину художник, наполовину – фермер... Все сходится...» Обратив мое внимание на развешенные для просушки детские одежки, произнес: «Все художники – эгоисты по натуре, они живут своим внутренним миром... Никогда не думал, что кто-то сможет это во мне переделать. А ведь нашлись такие... Это – мои внуки. Я сам стираю их вещи, сам развешиваю для просушки, и получаю от этого невыразимое удовольствие. У меня две дочери, одна – художник, другая – адвокат. Не помню, чтобы их любил так же, как внуков. Может, склероз начинается?..»
Заметив, что я разглядываю не самых маленьких размеров мангал, произносит: «Это – Евгения Шаповалова. Меня с кухни давно вытеснили. Наташа говорит, что Женька – лучший специалист по приготовлению мяса...»

«Дом, открытый для друзей...»

- Англичане говорят: «Мой дом – моя крепость». О гостеприимстве вашего дома ходят легенды...
- Я просто люблю своих коллег, наш круг – людей искусства, журналистов, телевизионщиков, артистов, -наш дом открыт для друзей. Театр «Гешер», когда они были в Израиле всего два месяца, пригласил целиком: пели, играли... Очень хорошо отдохнули! У меня есть баня. В один прекрасный день Каневский говорит: «Чего ты греешь джакузи? Давай мы прорубь сделаем!» С тех пор я джакузи не грею, это – «Прорубь имени Каневского»... Шаповалов, Каневский, Соня Таль... Все мы очень хорошо отдыхали, сейчас пореже - состарились. Я великолепно пел песни о Ленине и Сталине...
- ...не будучи в свое время комсомольцем?
- Так я был певцом: я года три пел у великого Сандлера в оперной студии, - у меня был хорошо поставленный голос, и репертуар великолепный. Леня Каневский помнит все тексты, правда, у него со слухом неважно, но, все равно, мы хорошо пели с ним все эти песни о вождях: кто больше вспомнит? Наташенька Войтулевич – мы с ней часто поем вместе русские народные песни. 30-40 человек всегда собиралось... Интереснее стало, когда приехала последняя алия: много новых ребят появилось, причем они помоложе, энергичнее: Вовка Фридман, Славочка Казанцева...
***
На очередном перекуре Евгений Абезгауз показал мне издание серии книг Ефраима Севелы. На суперобложках каждой из книг – картины художника: «Я писал эти картины, зная только названия книг, чтобы их содержание не повлияло на меня. А потом уже прочитал книги».
По поводу благосостояния жителей Израиля у Абезгауза – особое мнение: «Очень много у нас состоятельных людей. Коль скоро ищут и находят меня в Деревне художников, чтобы купить мои картины, и покупают... Осбенно заметно это в последние годы...»

«У меня идей – на много лет вперед...»

- У какой из Ваших работ самая необычная судьба?
- У «Автопортрета», на нем шесть Абезгаузов, пускающих мыльные пузыри. Его у меня купил в подарок - себе! - на свой день рожденья! - один нью-йоркский бизнесмен итальянского происхождения – забавно, не так ли? Эта работа висела в его офисе, в «Twin Towers». И я там погиб в виде автопортрета... Бизнесмен сообщил мне в шутку: «Очевидно, Бин- Ладен послал самолет, чтобы они на лету успели вытащить эту картину из моего офиса, но самолет промахнулся, и попал в здание», - американская шутка человека, случайно не попавшего в этот Армагеддон...
- Может, Ваш «Автопортрет» стал талисманом, продлив жизнь его владельцу? - он будет отмечать еще много дней рожденья!..
- Что-то символическое в этом есть... У меня в жизни много символики, и это – одна из них: я считаюсь символически погибшим в «Близнецах». Так я стал жертвой Бин-Ладена. В прошлом году мы ездили в Нью-Йорк в эту печальную дату... Но что еще интереснее – еще задолго до этого бин-ладенского нападения я успел сделать второй вариант этого автопортрета, правда, там на одну фигуру меньше, то есть не шесть, а пять Абезгаузов. Возникла потребность выставить такую работу на одной из выставок, и я его сделал заново, - теперь он у меня.
- Насколько Вас волнует завтрашний день?
- Волнует он меня мало: я, как видите, в дружбе с Екклесиастом – «Суета сует, и все суета. Все, что было, оно и будет, и нет ничего нового под солнцем». И выставки, и музеи в разных странах, - все было, и все будет, оно уже само идет, и усилий прикладывать не надо... А идей у меня – у-у-у – сколько! У меня есть специальный альбомчик, ночью вскочишь, и нарисуешь... Как в записную книжку... У меня идей – на много лет вперед, мне не дожить просто до полного исполнения всего задуманого...
- Был ли кто-то из израильских художников избран в Парижскую Академию изящных искусств, ее еще называют «Академией бессмертных»?
- Пока – нет. Но будут, но могут быть избраны: Яаков Агам – его весь мир знает, и Дани Караван – его пока что Европа больше знает.
- О себе из скромности умолчали?
- (смеясь) Я просто знаменитый художник...

ЛЮБИМЫЕ:

Актер – «Своих друзей люблю, конечно: Леонид Каневский – я с ним часто пью... Наташеньку Войтулевич, Женечку Додину, Сашу Демидова»
Праздник - «Для меня – вся жизнь праздник: на работу не хожу, как бы постоянный праздник»
Спорт - «Я приехал в Израиль, обремененный званиями «Кандидат в мастера спорта» по двум видам: по лыжному и по водному туризму.
Город - «Я видел очень много городов... Я видел города, по возвращению из которых я утверждал, что Ленинград – это жалкое дерьмо... Париж, Барселона!.. А в августе прошлого года я побывал в Питере, посмотрел уже новыми глазами, и пришел к выводу, что это – один из самых красивых городов».
Анекдот – «Не из самых любимых, но из смешных... Идет еврей, увидел лягушку, и вдруг она человеческим голосом говорит: «Возьми меня с собой».
- Да, а зачем?
- Поцелуешь – я стану прекрасной девушкой, и будем мы любовью заниматься...
- Прекрасная девушка мне не нужна... А вот лягушка – пригодится!»
Хобби – «Я засадил тысячи саженцев в нашей пустынной стране... Целые леса! Я, к примеру, ввел ленинградские тополя в виде рощ в Шамроне. «Раскопал» одно дерево, изрезал на черенки, сделал саженцы, сейчас это огромные деревья».

06.02.2003

Tags: личность, общество, творчество, фото, художник
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments