Galina Malamant (malamant) wrote,
Galina Malamant
malamant

Categories:

Страсти по диббуку

В ТЕАТРЕ ГЕШЕР С УСПЕХОМ ИДЕТ ПРЕМЬЕРА СПЕКТАКЛЯ "ДИББУК"



Любовь – всеобъемлющее понятие. В спектакле «Диббук» переплелись фольклор, Каббала, вымысел, мистика. Можно верить или не верить в каждую из составляющих этого чуть ли не бредового сплава. Можно верить или не верить в любовь вообще. Но суть страстей в «Диббуке» воспринимается как реальное событие, потому что с первой секунды веришь в любовь этой пары: она – Лея, он – Ханан.



Они с детства рядом, они с детства – как одна душа, и обручены Лея и Ханан с детства. Ребе Сендер, отец девушки, дает слово умирающему отцу юноши, что их дети поженятся.


Но Ребе Сендер (Дорон Тавори) нарушает данное слово, и предпочитает выдать дочь замуж за обеспеченного жениха Менаше (Ори Янив). Жизнь и смерть – это тоже «Диббук». От отчаяния и горя Ханан умирает.


После смерти юноши душа Ханана, ставшая диббуком, вселяется в тело возлюбленной.
Диббук в еврейском фольклоре – злой дух или обреченная душа, которая овладевает телесной оболочкой того или иного человека, начинает вещать его устами, причиняет ему мучения и боль. В древнем фольклоре считалось, что диббуки овладевают только телами больных людей. К XVI веку взгляды на вселение злых духов в людей изменились. Многие евреи верили, что духи — это переселяющиеся души, которые не могут войти в новую телесную оболочку по причине своих прошлых грехов, а потому вынуждены вселяться в тела живых людей.


Как же так? Неужели Ханан, преисполненный любовью, может причинить зло любимой, пусть даже после своей смерти? Оказывается, фольклорные «реальные истории» предусматривают и "добрую" разновидность диббука. Так в кого тогда еще могла поселиться душа Ханана, если не в Лею?! Ведь Лея для него – самая святая из всех живущих на земле!


Если Лея (Эфрат Бен-Цур) и Ханан (Исраэль Демидов) прежде были единым целым, то теперь в Лее живет две души. Какая их них восторжествует?


Следует изгнать диббука! – так заведено в еврейском фольклоре, так положено в жизни. Изгнание диббука сулит выздоровление Леи.
Вкрапление идиша в уста героев усиливают страсти, шутки и народные песни добавляют душевность, религиозные обряды - национальный колорит.
Бабушке Леи (Фира Кантер) не удается самостоятельно изгнать диббука из тела своей внучки. С этим справляется призванный на помощь цадик из Мирополя, Азриель. Лея обретает былое здоровье, а вместе с ним – свободу выбора. В ней теперь одна душа, но рядом нет того, с кем она всегда была единым целым. Какое решение принимает Лея?
В этом плане драматург Рои Хен, написавший пьесу по мотивам Семена Ан-ского, солидарен с первоисточником.


Но ответ лучше получить самим, придя на спектакль. Заодно по достоинству оценить необычайные декорации, изысканные костюмы, оригинальную музыку. Смею заверить: постановка Евгения Арье превосходит любые ожидания зрителей.






















This entry was originally posted at http://malamant.dreamwidth.org/68995.html. Please comment there using OpenID.
Tags: театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments