Galina Malamant (malamant) wrote,
Galina Malamant
malamant

Category:

Человек - театр из Одессы

ОЛЕГ ШКОЛЬНИК: «ВО ВСЕХ ПЕРСОНАЖАХ ЖИВЕТ МОЕ СЕРДЦЕ»




В Израиле завершились гастроли Одесского академического Русского театра. Cпектакль «Божьи дела» – бенефис народного артиста Украины Олега Школьника: человек-театр, он исполняет все роли, и мужские и женские, поведав зрителю четыре истории любви под названиями «Лотерейный билет», «Раздвоение личности», «Лялечка», «Маргинал». Особую популярность Олег Школьник приобрел благодаря роли Семена Марковича из "Коммунальной квартиры" в телепрограмме "Джентльмен-шоу", которая 15 лет выходила в эфир

Любой человек нуждается в ком-то, которому можно довериться, попросить совета. Можно доверить самое сокровенное другу, родителям, дневнику… А кто-то обращается к Богу, как это делают герои пьесы Семёна Злотникова (он же - постановщик спектакля). О чем их просьбы и мольбы? О житейском: снять проклятие с мужа, заставить жену покаяться... И даже такая: пусть Бог не посылает дармовых денег... Нереально? Оказывается, внезапно свалившиеся выигрыши могут разрушить самую дружную семью. Разные герои - разные просьбы. От героя к герою и Школьник становится разным, и дело не в смене нескольких предметов одежды: другие жесты, иная мимика, иначе звучит голос. Перед нами разные люди! Что общего - несомненная откровенность, с которой Школьник обращается ко Всевышнему. Она становится залогом доверительного общения с залом.



- Вы не обижаетесь, когда к вам обращаются, называя Семеном Марковичием?
- Был период, когда меня иначе не называли. В последнее время меня все чаще называют «папа Мишки Япончика».
- Справедливо: незабываем Мейер Винницкий, отец Япончика, в фильме «Жизнь и приключения Мишки Япончика». Эта и другие ваши роли – Семена Марковича из "Коммунальной квартиры", Марка Соломоновича («Игра мимо нот»), – почему вам доверили обнажить эти еврейские характеры?
- Во-первых, мне это интересно. Во-вторых, я рад этому обстоятельству. Нужен был еврей на экране – его играл кто угодно, только не еврей. А так – есть попадание и в материал, и в менталитет. Если ты играешь представителя какой-либо национальности, особенно – еврея, можно сыграть достойно роль, но надо еще уметь думать по-еврейски – тогда роль приобретает другие объем и окраску.
- В каких случаях приходится задумываться о своей национальности?
- Я себя только евреем ощущаю, и никак иначе. Поэтому эти мысли меня не оставляют никогда, но это не означает, что я – националист. Бывало трудно, и не раз. Но я во всех анкетах писал очень крупными печатными буквами «еврей», чтобы ни у кого не возникало сомнений.


- Чем вас привлекла пьеса Злотникова «Божьи дела»?
- Я – поклонник творчества Семена Исааковича еще до знакомства с ним. Знакомство с ним – пять лет назад – стало вехой в моей жизни. А когда он мне предложил пьесу, и я прочитал материал, понял, что это – программная работа моей жизни.
- Стали ли нынешние гастроли в Израиле необычными для вас?
- За годы своей долголетней творческой деятельности я гастролировал во многих странах, и бывало это при разных обстоятельствах. Но гастроли в эту страну для меня всегда чрезвычайно дороги. И потому, что это – земля моих предков, и потому, что я влюблен в эту страну. А еще потому, что я влюблен в данный период творчества. И это – атмосфера счастья, которая, к сожалению, подошла к концу, но которая останется в моей биографии и которую уже никто не изменит. Какие наступят времена? – поживем – увидим!


- «Времена не выбирают», но в них что-то можно изменить. Что бы вы изменили в дне сегодняшнем?
- Пьеса Злотникова называется «Разговоры с Богом», а спектакль, в котором я играю – «Божьи дела». Исходя из этого, я могу сказать: наступает такой момент в жизни, когда Ему надо говорить «спасибо».
- В спектакле Олег Школьник обращается к Богу в образах разных героев. А от себя, что лично вы просите у Всевышнего?
- В каждом из этих четырех персонажей живет мое сердце. И, пока оно бьется, каждый спектакль – до и после, во время него – я думаю о Нем, откровенно разговариваю с Ним – от своего имени, от имени персонажей, и при этом говорю: «Это – наше личное».


- На земле есть люди, с кем вы бываете откровенным?
- Со всеми! Я терпеть не могу держать в душе «заначку», что-либо не договаривать. Знаете, есть такая украинская поговорка: «Что имею, то везу». Ситуации бывают разными, в них бывают и должны быть компромиссы, но при этом я всегда откровенен и искренен. Я могу врать и прикидываться только на сцене.
- Кто поддерживает семейный очаг?
- Мы. Это моя жена и я, но я всегда говорю «мы», ибо так оно и есть, ибо мы не разделимы.
- Как зовут вашу вторую половину?
- Первую! Ее зовут Танечка!
- Недавно был «Татьянин день», вы поздравили свою Танечку?
- А как же! И не только в этот день! Расскажу, как у нас это заведено. Я терпеть не могу обозначенные в календаре праздники. Самые лучшие праздники – спонтанно случившиеся. Поэтому воспринимаю 8 марта, как день рождения Клары Цеткин. Для меня, по отношению к моей жене, 8 марта – круглый год. Если любишь женщину, которая мать твоих детей и бабушка твоих внучек, о чем может быть разговор? С чего все начинается? – чтобы ей было хорошо, чтобы создать ей праздник, а для этого не надо повода.


- В театре можно держать публику доверительностью общения, теплотой дыхания сидящих в зрительном зале. Как вам удается держать в кино?
- Я – человек театральный, мне нравится играть камерные вещи в небольших залах, где есть возможность показать себя «крупным планом». Кино – другая технология, нежели театр, но здесь тоже есть крупный план. Может, это сближает, и поэтому у меня получается? Каждая съемка и каждое появление на экране – для меня это интимный процесс. А он требует тонких подходов, искренности, правды, так я это чувствую.
- Вы – автор книги «Байки Школьника»…
- Нет-нет, книги пока нет, мы ее собираем пока.
- Я прочитала ряд баек из будущей книги в интернете – в каждой строке угадывается одессит… А пьесу для себя не собираетесь писать?
- Для того, чтобы писать пьесу, надо быть высоким профессионалом, потому что драматургия, и не только с моей точки зрения, – самый сложный жанр литературы. Нет, это не моя профессия, хотя я «сделал» одну пьесу, и поставил ее в театре. Но это была компиляция, в которой я не написал и одной буквы, - «Пляски Чингис Хаима».


- У Вас есть роль-мечта?
- Мне интересны роли, которые наполнены тем, чем живу я, и о чем хочу говорить людям.
- Актер – публичная профессия. Не утомляет публичность жизни?
- Обидно было бы заниматься профессией, чтобы тебя не узнавали, не отмечали, не обращали на тебя внимания. И поэтому мне странно, если меня не узнают. Я отношусь по-доброму к публичности, если и люди ко мне относятся по-доброму. Ну а когда некоторые позволяют себе фривольности, то на это я закрываю глаза, и отношусь, как к издержкам профессии.


This entry was originally posted at http://malamant.dreamwidth.org/67741.html. Please comment there using OpenID.
Tags: интервью, личность, театр
Subscribe

  • Фестиваль кайтсёрфинга в Атлите

    В субботу небо над пляжем Нeве Ям в Атлите было расцвечено кайтами - воздушными змеями. Кайты были заметны издалека, с прудов близ крепости в…

  • Красный Юг

    Традиционный ежегодный фестиваль "Красный Юг" - фестиваль алых анемонов Фестиваль "Даром адом" (в переводе - "Красный юг") в пустыне Негев:…

  • Кфар Мрар. "Оливковая ветвь Галилеи"

    Жители Галилели говорят о себе: "Мы не родились с серебряной ложкой во рту, но родились с ложкой оливкового масла" Кфар Мрар (деревня Мрар) в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

  • Фестиваль кайтсёрфинга в Атлите

    В субботу небо над пляжем Нeве Ям в Атлите было расцвечено кайтами - воздушными змеями. Кайты были заметны издалека, с прудов близ крепости в…

  • Красный Юг

    Традиционный ежегодный фестиваль "Красный Юг" - фестиваль алых анемонов Фестиваль "Даром адом" (в переводе - "Красный юг") в пустыне Негев:…

  • Кфар Мрар. "Оливковая ветвь Галилеи"

    Жители Галилели говорят о себе: "Мы не родились с серебряной ложкой во рту, но родились с ложкой оливкового масла" Кфар Мрар (деревня Мрар) в…