Galina Malamant (malamant) wrote,
Galina Malamant
malamant

Categories:

Исповедальное откровение

СЕМЕН ЗЛОТНИКОВ: «ВСЕ ЛЮДИ ХОТЯТ ЛЮБВИ»



14 января в Израиле начинаются гастроли Одесского академического Русского театра премьерой спектакля «Божьи дела», первыми зрителями которого стали одесситы в конце минувшего года. Cпектакль – бенефис народного артиста Украины Олега Школьника: он исполняет все роли, и мужские и женские. Автор пьесы и постановщик спектакля – Семён Злотников, драматург, режиссер, киносценарист, прозаик, произведения которого известны не только в России, но во многих странах мира. В настоящее время Семён Злотников живёт и работает в Израиле.

Переживая жизненные сложности или, наоборот, удачу и радости, человек обращается к Богу. У Стены Плача каждый испытывает особый трепет. Возможно, оттого, что чувствует Божье присутствие, - человек вкладывает душу, когда пишет записку и закладывает ее в нишу меж камней. В его исповеди, в этом одностороннем диалоге человека с Богом присутствует надежда: Всевышний услышит его просьбы, узнает желания, поможет. Каково содержание записки или обращения, о чем просьбы? – не знают ни близкие, ни родные, это ведомо только их авторам и Богу.
А еще о самом тайном и самом сокровенном прознал драматург Семен Злотников.

- Где вы подслушали эти истории, и о чем они?


- Плоха та пьеса, которую можно пересказывать. В жанре трагифарс дело не в сюжете, а нюансах, интонациях. Это самые простые, житейские, человеческие истории, и в то же время очень сокровенные истории, которые происходят с людьми.
Господу ежедневно приходится выслушивать миллионы человеческих историй, жалоб, просьб. Все обращения к Богу разные, но каждый может найти в них долю своих размышлений и переживаний.

- Каким образом ваш выбор пал на Олега Школьника?



- Мои монологи – это поэзия. Я пишу их верлибром, белым стихом, проверяя, как написанное выстраивается ритмически. Найти артиста на такую работу очень непросто. Во-первых, он должен быть умен. Нужны интеллект, высота проживания, как у Сергея Юрского, когда он читает стихи на сцене. Нужен артист, способный сопереживать, с таким чувствительным аппаратом, какой был у Михаила Глузского. С тонкостью Альберта Филозова. Необходимо сочувствие к персонажу, к человеку вообще. Мне очень важны мужские качества актера: мужественность от Джигарханяна, чтобы был мгновенный дар перевоплощения, как у Райкина. Это должен быть объемный, комплексный артист. Когда-то я смотрел Джентльмен-шоу. Особенно запомнился Олег Школьник в роли Семена Марковича из "Коммунальной квартиры". За полчаса актер умудрялся сыграть 5-6-7 ролей, мгновенно перевоплощаясь, – он мог все! Еще тогда у меня забрезжило: как бы его задействовать в своем в спектакле…
В 2008 году я был в Одессе, возил на III Международный театральный фестиваль «Встречи в Одессе» свой спектакль «Уходил старик от старухи» с иерусалимскими артистами. Олег Школьник сам ко мне подошел, я его даже не сразу узнал. Олег попросил пьесу «Иван и Сара», но к работе над ней так и не приступил, что-то не совпало. А потом я прислал ему монологи, и вот тут уже все совпало. Но как ставить? – он в Одессе, я в Иерусалиме. Где, в каком театре, на какой площадке ставить? Из-за технических вопросов эта неопределенность тянулась долго. Прошлым летом Русский театр из Одессы был в Израиле, играли пьесу Виктора Шендеровича «Одесса у океана». Я познакомился с директором театра, Александром Евгеньевичем Копайгора. Сейчас, уже поработав в театре, могу сказать: замечательный директор! Умный, тонкий, профессиональный. Он быстро решил все вопросы.
В прошлом году весь август «застольный» период репетиций спектакля осуществлялся со Школьником по скайпу, причем с моей стороны быд хитрый ход: я его видел, а он меня нет. Мне хотелось, чтобы он не ко мне обращался, а посмотреть, как он обращается к невидимому Богу. Ему нужна была реакция, он меня выискивал в пустом экране. Олег примерно неделю верил в «сбои» связи, но, как чуткий актер, «расколол» меня, однако все же мы продолжили репетировать без моего изображения. А затем я приехал в Одессу, где мы еще целый месяц репетировали – и в репетиционной комнате, и на сцене, уже с декорациями.

- В итоге Олег Школьник обращался вместо Всевышнего к вам. Получается, что для актера Бог – драматург, для драматурга и актера Бог – зрители...

- Именно так, вы все правильно разложили.

- А кто скорее услышит обращение – Бог или люди?

- Конечно, это все для людей. Мне всегда хотелось написать пьесу для одного актера, но не получалось, пока не нашел форму исповеди. Обращение к Богу – эта форма дает возможность говорить обо всем. Она предполагает максимальную откровенность и звучит, как откровение. У меня много пьес, и ставились они повсюду. Но такого успеха, как у монологов, еще не было.

- С чем я вас и поздравляю! И все же: как драматург Семен Злотников прознал о самом тайном и самом сокровенном – с чем мужчины, женщины, – с чем самые разные люди обращаются к Богу?

- В прошлом году в Москве, в театре «Школа современной пьесы», репетировал спектакль «Вальс одиноких». Татьяна Веденеева, исполнявшая роль богатой американки, у которой было четыре мужа, как-то спросила меня: «Откуда вы знаете, о чем думают женщины, как сумели проникнуть в глубины ее сознания?» Я ответил ей: «Наверное, в прошлой жизни я был женщиной и, видимо, натерпелся от мужчин». Психология и мужчин, и женщин – весьма загадочная вещь. Но мне кажется, что и мужчины, и женщины хотят одного: все люди хотят любви.

- Как прошла премьера спектакля «Божьи дела» в Одессе?

- Блестяще. Олег Школьник способен удержать публику своей харизмой, умением легко играть . И что особенно важно – доверительность, которая возникает между актером и залом. Уверен, что и в Израиле Школьник обречен на успех.

- В последнее время вы все чаще обращаетесь к написанию прозы. Почему стали изменять драматургии, это – порыв души?

- Прозу мне всегда хотелось писать. Но она требует особого подхода, нужно находить особый ход, чтобы при этом я оставался Злотниковым, а прежде такое не рождалось. И вот – я придумал свою прозу. Словно пишет абсолютный ребенок, но который в курсе всего. Он знает и Платона, и Канта… Но при этом сохраняется чистота ребенка, его интонация, его непосредственность. Мне хотелось, чтобы всё вместе носило авантюрный характер, чтобы в написанном не было уныния… Года три ушло на написание романа «Последний апокриф». Я его показал в Московском издательстве Эксмо, и в ноябре 2013 года вышла книга. На мое удивление, в новой, стартовавшей моим романом, серии Index Librorum: интеллектуальная проза для избранных. В этой серии уже начали выходить русская и зарубежная проза, книги, которые когда-то могли быть запрещены. В Москве состоялась презентация моей книги, с весьма лестными отзывами, на которую я не сумел приехать, потому что находился в Одессе. Тем временем в Одессе я увидел свою книгу в магазине, но покупать не стал: мало того, что я написал ее, так еще за нее и платить должен?! (смеётся)

Аннотация к роману «Последний апокриф»


В одном из московских казино в бандитской разборке гибнет афророссиянин, белобрысый негр-гигант с васильковыми глазами. Перед смертью он успевает передать старому крупье-шулеру Джорджу Капутикяну Нечто Такое, что тот обязан любым образом доставить в Иерусалим… В то же самое время, где-то в заоблачных высях тибетских гор пробуждается от медитаций монах Иннокентий и также держит путь в Святой Город… По дороге к Земле Обетованной движутся еще несколько заклятых родственников и неутомимых конкурентов в битве за право обладать Нечто Таким… Что же это за Нечто? Кому Оно предназначено? И кто окажется победителем в борьбе за Него?

- Когда ждать вашу следующую книгу прозы?

- А я ее уже написал, и в марте 2014 года она выходит в издательстве Эксмо. Этот роман о жертвоприношении Авраама называется «Божьи дела». В книгу вошли также монологи из пьесы «Божьи дела», причем все из числа написанных, в отличие от спектакля. Сейчас заканчиваю третий роман – последние 10 лет я плотно занимаюсь прозой, пьес пока не пишу.



Впервые пьесы Семена Злотникова были поставлены в 1977 году в ленинградском Театре Комедии («Мужья Антонины» и «Все будет хорошо»), а начиная с 1978 года широко ставились в Москве (театр на Таганке, «Современник», «Эрмитаж», драматический театр им. А. С. Пушкина, Школа современной пьесы, Новый драматический театр и др.), Санкт-Петербурге, в десятках театров России, Украины, Казахстана, Белоруссии, Литвы, Латвии, Эстонии.

Спектакль "Божьи дела":

14.01.2014 Реховот, зал "Мофет"
15.01.2014 Бер Шева, Мерказ а-цаирим
16.01.2014 Петах Тиква, зал "Шарет"
18.01.2014 Эйлат, зал консерватории
21.01.2014 Кармиэль, Гейхал а-тарбут
22.01.2014 Ашдод, зал "Дюна"
23.01.2014 Хайфа, зал Раппопорт
24.01.2014 Нацерет, зал Беркович
26.01.2014 Нетания, Бейт Йоханан
27.01.2014 Бат Ям, Аудиториум
28.01.2014 Ашкелон, матнас Вольденберг
29.01.2014 Ришон ле-Цион, зал "Мофет"
30.01.2014 Иерусалим, зал "Павильон"




This entry was originally posted at http://malamant.dreamwidth.org/64980.html. Please comment there using OpenID.
Tags: интервью, книги, личность, театр
Subscribe

  • В нашем парке поселился

    Оригинал взят у malamant в В нашем парке поселился замечательный сосед зверек Ни дать, ни взять - Лиса Патрикеевна!…

  • День объятий, говорите?

    С нежностью... и с любовью Думаете, легко подступиться с такими шнобелями? Не отчаивайся, у нас все получится! Обними…

  • "ЗВЕРИНЫМИ ТРОПАМИ"

    специально для _odnovremenno_ «Канатоходец» 31 октября. Вместо обещанного дождя – солнце! Мы совершим прогулку в зоопарк с…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments