Galina Malamant (malamant) wrote,
Galina Malamant
malamant

Category:

Клезмеры на подмостках Цфата-2

МУЗЫКА ЕВРЕЙСКОЙ ДУШИ



6 августа в Цфате стартовал 26-й Международный фестиваль клезмеров, а с 11 по 14 августа на улицах и сценических площадках, в концертных залах и аудиториях будут проходить различные мероприятия в рамках международных мастер-классов. На девяти сценах, смонтированных в Старом городе, в общей сложности по вечерам с 6 по 8 августа пройдут более 90 концертов. Все они открыты широкой публике для свободного входа

Галина МАЛАМАНТ (фото автора)

Людское половодье - как давно я не использовала эту фразу! Но иначе не скажешь - город Цфат наводнен любителями клейзмерской музыки.


90 концертов! - даже местные жители не в состоянии послушать каждый


И потому многие стремились, имея в руках программку фестиваля, переходить от одной сценической площадки к другой - послушать хотя бы пару произведений каждого коллектива для общего впечатления. Либо оставаться подольше там, где больше тронуло душу.


В современных клезмерских группах часто присутствуют не только скрипка и кларнет


О себе заявляли музыканты, не включенные в программу фестиваля


Будущие клезмеры

Клезмерская музыка

Музыка народная
Из времен седых,
Нива плодородная –
Жизнь мастеровых.

Беды висли тучами,
Но, презрев юдоль,
В музыку певучую
Пот вбирали, боль.

И черта оседлости,
И местечек лик –
Неизбывной смелости
Клезмеров язык.

Не делами праздными
Славится она,
Но взошла для праздников
Музыки весна.


Солнечно и красочно
Ноты собрались,
Чтоб менялась сказочно,
Веселела жизнь.


Для сердец – сердечная,
Для души – тепла,
К нам живая, вечная
Музыка дошла.

«Клезмерская музыка – душа еврейского народа»


Название "клезмеры" произошло от ивритских слов "кли" и "земер" - "инструмент" и "пение". В дальнейшем еврейские народные музыканты стали называться клезмерами. Бродячие ансамбли талантливых импровизаторов - выступали на свадьбах, праздничных гуляньях, ярмарках. Сегодня клезмерской музыкой интересуются не только евреи - она прочно вошли в мэйнстрим музыкальной культуры. Клезмерскую музыку каждый толкует по своему, однако подзаголовок не случайно взят в кавычки. Эту фразу в ответ на вопрос «что для вас клезмерская музыка», независимо друг от друга, произнесли все интервьюируемые, с кем удалось побеседовать в день открытия фестиваля. Вот что еще они поведали нам:


Игаль Шифрит , председатель оргкомитета фестиваля клезмерской музыки:
- Я уже пятый год подряд организовываю фестивали клезмерской музыки в Цфате. Очень много людей готовит эти фестивали, тратится неимоверное количество сил и времени. Каждый раз мы придумываем новые действа, обновляем оформление сценических площадок. Приглашаем для участия как уже испытанные, так и новые музыкальные коллективы. Мы стараемся привлекать такие имена, которые безотказно привлекают слушателей. На нынешнем фестивале это: Саня Кройтор, Авррам Таль, Йоноталь Розель, Милик Франт, Муся Берлин и многие другие. Поверьте: как только закончится этот фестиваль, мы вплотную займемся очередным, 27 фестивалем клезмеров в Цфате, чтобы в течение года достойно его подготовить. Клезмерская музыка – музыка для души, музыка для каждого еврея, поэтому нам, евреям, важно сохранять эту музыку.


Саня Кройтор , руководитель ансамбля Acustik Drive:
- Как у евреев Европы, так и у восточных евреев, накопилось бесконечное музыкальное богатство. Она хранилась и приумножалась веками, клезмерскую музыку любили и исполняли в Бесарабии, Молдове – края, откуда я приехал, и где сполна впитал ее. Я себя считаю музыкантом, это понятие включает в себя и клезмеров. Подобные фестивали в Цфате проходят ежегодно, я здесь принимаю участие в пятый раз – потому что это самые престижные фестивали еврейской народной музыки в Израиле.


Отец и сын, Саня и Эмиль Кройтор


Музыканты коллектива «От азой!»
Владимир Фридман (на снимке - слева):
- Я был одним из первых клезмеров в бывшем Советском Союзе. Работал в Московском Еврейском театре до Александра Левенбука, и вместе с ним. Для меня клезмерская музыка – составная часть музыки народов мира.

Павел Левин: 
- Я – выпускник консерватории, репатриировался из Казани. С великим удовольствием играю клезмерскую музыку и участвую в фестивале клезмеров. Коллектив «От азой» включил в свой репертуар не только клезмерскую музыку, но и музыку народов мира.


Михаил Гайсинкий , певец, исполнитель как классических произведений, так и еврейских народных песен. На фестивале в Цфате – ведущий музыкальных программ:

- Клезмерская музыка – самые сокровенные струны еврейской души. Это – одно из самый красивых проявлений народной музыки в мире, потому что в этой музыке нет ничего надуманного: все идет от души. Это – самая живая музыка: вот и сегодня все концерты исполняются без «плейбиков», натурально. Музыканты – творцы: они творят музыку, искусство на сцене. Вместе с тем, сколько экспрессии, какие импровизации! – сердце наполняется радостью.


Аркадий Барст , вице-мэр Цфата:
- Для меня клезмерская музыка – это мое детство, мои корни. Мои родители родом из Литвы, затем переехали в Россию. Я вырос в доме, где соблюдались традиции, где говорили на идиш. Клезмерская музыка навсегда жива в наших душах.


Софа Ландвер , министр абсорбции:
- Клезмерская музыка сопровождает нас и в горе, и радости. Музыка, у которой нет границ, потому что наш народ выстоял, благодаря ей живет, благодаря ей у нас есть государство. Благодаря ей мы никогда не прекратим петь и танцевать, улыбаться.


Фаина Киршенбаум , генеральный секретарь партии "Наш дом Израиль", заместитель министра внутренних дел:
- Клезмерская музыка – это музыка еврейских корней, музыка, которая сопровождает нас со дня рождения и до смертного часа. Это музыка – составляющая часть нашего ДНК. Обычно мы говорим о музыке клезмеров, которая звучит на свадьбах. Но я не забываю о том, что эта музыка сопровождала евреев и в самые трагические и печальные моменты жизни. Невозможно не вспомнить, что во время Катастрофы под нее убивали евреев в газовых камерах. Связь еврейской музыки с историческим городом Цфат создают особые вибрацию и атмосферу. Клезмерская музыка – наша жизнь, смысл еврейской души.


На концерте 6 августа прозвучала сюита Аарона Гурова для клезмер-бэнда "Восточный экспресс" в исполнении джаз-клезмер-бэнд Apropos.Art,  слева направо: Дмитрий Орадовский - бас, Константин Кейтлин - кларнет, Анатолий Магдалинский - ударные,  Юрий Поволоцкий - руководитель колл-ва, клавишные, Виктор Ротенберг - скрипка.
Вот что об этом фестивальном событии написано в публикации "Русская" сцена музыкального идиша. Главное - в эту музыку с первой ноты влюбляются все:
«Один из концертов первого фестивального дня был посвящен израильскому композитору Аарону Гурову. Аарон (Аркадий) Гуров репатриировался из Минска в 1991 году, а уже в 1993 году его симфония "Книга клезмеров" в исполнении оркестра "Симфонетт Раанана" открывала 6-й Фестиваль в Цфате. Это был первый и единственный случай, когда симфоническое произведение было специально заказано клезмерским фестивалем. В 2002 году Аарон Гуров был убит арабскими террористами, ему не было еще 46 лет. С тех пор его музыка продолжает звучать в разных странах, покоряя сердца. Друзья коллеги и поклонники помнят Аарона как "восхитительно радостного человека", про его музыку говорят, что она "как театральная, так и чисто инструментальная, самым непосредственным образом передает это упоение жизнью и созиданием"... 20 лет спустя музыка трагически погибшего композитора возвращается в Цфат - при поддержке Университета Бар-Илан, где Аарон Гуров готовился защитить докторскую степень. Сайт памяти Аарона Гурова


Мириам Гурова:
- Клезмерская музыка, к сожалению, не звучала в нашем детстве. Потому что в СССР, где мы родились, за использование словосочетаний «еврейская народная музыка» и «еврейская песня» грозили, например, исключением из консерватории… Я помню, как в Уральской консерватории одна студентка захотела исполнить еврейскую песню на фестивале "Песни народов СССР". Это была невинная "Тум-балалайка", но девушку вызвали к ректору, а ректора вызвали в обком КПСС, был грандиозный скандал. В 60-80 годы еврейская музыка не звучала на улицах, по радио, на эстраде, разве что изредка прорывался голос Нехамы Лифшицайте. Поэтому о клезмерской музыке, как явлении, мы узнали довольно поздно, и, к сожалению, только по пластинкам. Но, узнав, сразу почувствовали в ней свое, родное начало.

А еще для меня клезмерская музыка – это факт, что ею интересовался мой муж, Аарон Гуров. Он посвятил клезмерам свою симфонию, которая так и называется "Книга Клезмеров" и сюиту "Восточный Экспресс". Поначалу он все никак не мог понять, что же такое клезмерская музыка: «Умца-умца», «Семь сорок», приблатненные одесские песенки – это и есть клезмерская музыка? В поисках ответа он обнаружил связь клезмерской музыки с хасидскими нигунами, с джазовыми ритмами, с народными цыганскими мелодиями – и т.д. А еще он понял, что без еврейского фольклора не было бы Дунаевского, что песни Блантера вспоены этим фольклором, что на нем основана музыка Шаинского. Гуров рассказывал, что в старину клезмер был – не просто «лабух», это – еврейский «лабух», музыкант-самоучка, который не всегда владел нотной грамотой, но зато мог играть на любых инструментах и в самых разных сочетаниях. А в новое время клезмерский стиль исполняют уже профессиональные музыканты, находя в нем возможность музицировать от души. И сегодня мы видим, что клезмерские ансамбли есть в Аргентине, Польше, в разных других странах и даже в Китае. И самое странное – клезмер-стиль сегодня играют вовсе не только евреи!


Юрий Поволоцкий , руководитель джаз-клезмер-бэнд Apropos.Art:
- Клезмерская музыка – это еврейский дух, помноженный на все музыкальные составляющие: и классику, и фольклор разных регионов планеты, и элементы джаза, и ритмика бэнда. Препарируя все эти направления, вложив в них национальный дух, клезмеры создали еврейскую народную музыку. Я себя считаю клезмером, в равной степени как и представителем других музыкальных жанров.
- Юрий, ты включил в репертуар сюиту Гурова для клезмер-бэнда "Восточный экспресс" – Как ты пришел этому?
- К сожалению, я пересекался с Аароном Гуровым всего один раз. Но я знаком с его женой, Мириам. Она предложила мне включить его сюиту в репертуар, и наш коллектив с удовольствием это сделал. Мне показался близким широкий взгляд автора музыки: сквозь клезмерское начало сочетание абсолютно разных жанров. Сюита называется "Восточный экспресс", но состоит она из разнообразных частей: в ней и «Фрейлехс», и «Утро советского композитора», и «Улыбка Чарли», и «Старый добрый Голливуд». Сюита – зримая: в ней словно вырисовывается кинематографический ряд. Все это совпало с сутью нашего коллектива. Так случилось, что сюита не была дописана – в ней не хватало небольшого завершения в последней части. Поэтому мне пришлось быть не только аранжировщиком, но в незначительной, малой-малой части и соавтором музыки.

Цфат клезмерский


Сегодня Цфат – мистический древний –
Заставил снова в мистику поверить.


Под звездным небом, сенью сикомор
Звучит еврейский солнечный фольклор.


Здесь клезмера смычок нас растревожит –
Так только его скрипка плакать может.


Здесь радостней кружение планет –
Так может веселиться лишь кларнет.


Цфат – улочки фонтанами струятся,
Извилисто плывут среди оваций,


И клавишей-ступенек голоса
Несутся синей птицей к небесам.




Здесь музыка летит, расправив крылья
Над мистикой, над небылью и былью.
И город Цфат, что клезмеров собрал,
Вдруг сам воздушным и крылатым стал.

О городе: "В узких улочках Цфата…"
26-й Международный фестиваль клезмеров



This entry was originally posted at http://malamant.dreamwidth.org/56572.html. Please comment there using OpenID.
Tags: клезмеры, музыка, фестивали, цфат
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments