Galina Malamant (malamant) wrote,
Galina Malamant
malamant

Друзы, наши друзья


На утопающем в зелени горном хребте Кармель живёт удивительно загадочный, свободолюбивый и гордый народ, называющийся друзами.
Что мы знаем о них?
Первая ассоциация – пита, что понятно: именно друзы изобрели эту необычайно вкусную лепешку, именно они придумали смазывать кислым йогуртом, обильно поливать оливковым маслом и посыпать затаром… Но кто приготовит так же вкусно, как это делают сами друзы? Поехали к друзам?!




Кстати, не менее вкусна пита, помазанная помидорным соусом со слегка прожаренным луком


Израильские друзы живут в горных районах Галилеи и на Голанских высотах. 370 лет назад этот народ перебрался на здешние плодородные земли, богатые водными источниками. Всего на территории государства Израиль имеется 16 поселений (два – на Кармеле, остальные в Галилее). В них проживают 100.000 друзов, а всего в мире их насчитывается около полутора миллионов. Родной язык друзов – один из диалектов арабского.
В 1957 году друзы Израиля были официально признаны самостоятельной религиозной общиной с официальным органом управления – религиозным Советом.
Друзская община известна своим дружелюбием по отношению к Еврейскому государству с момента его возникновения. Впрочем, хорошие отношения между друзами и евреями – традиция многих поколений, поскольку и те и другие притеснялись многочисленным арабским мусульманским населением.

«Виноградники на горе Кармель»


Так переводится название деревни Далият эль-Кармель, неофициальной столицы друзов ("Далия" – "виноградная гроздь"; "Кармель" – гора, на которой расположена деревня).
Здесь группе русскоязычных журналистов представилась возможность и питу отведать, и поближе познакомиться с религией, обычаями и укладом жизни этой общности.
Деревня была основана в начале 18-го века богатым семейством Халаби, выходцами из Сирии. На сегодняшний день здесь (если считать население деревни Осфия) проживают 24 тысяч человек.


В старых кварталах Далият эль-Кармель узкие улочки, дома построены вплотную друг к другу. Это – результат своего рода защиты от враждебно настроенных к ним мусульман, арабов и турков, которые всегда преследовали друзов. Из соображений безопасности друзские деревни строились на горных вершинах.

А вот и современные дома:










Современные дома отличаются оригинальностью фасадов, добротностью, ухоженностью, металлические решетки окон и ворота – художественно выполненное литье с разнообразными узорами. С некоторых пор территория Далии объявлена заповедной зоной, и друзы считают одной из своих главных проблем невозможность построить дома для молодых семей.

Религия друзов


По преданию, пророк Элиягу (Илья) жил в пещере. Это место стало священным для друзов, и они возвели над пещерой молельный дом.


В молельных домах друзов нет ни мебели, ни дорогого убранства, только священные книги и ковры. Мудрецы проповедуют, сидя на коврах. Среди мудрецов могут быть женщины, что в исламе и иудаизме исключено.



Входить в молельные дома запрещено не только иноверцам, но и нерелигиозным друзам (многие приходят к религии только после 30 лет). При этом старейшины рода никогда не делают замечаний молодым по поводу их поведения. Когда мы остановились возле этого дома, дверь в святыню была распахнута. На пороге перед входом пожилой мужчина разувался, как того требует друзская религия, и что восходит к мусульманской традиции. Проходящая мимо девочка-подросток поцеловала прикрепленный к косяку двери религиозный символ – такой же ритуал принят у евреев.




Жизнь друзов во многом определяется особенностями их религии, о которой известно немного, так как друзам запрещается говорить с представителями других конфессий о их своей религии. Однако известно, что корнями она уходит в учение шиитской секты исмаилитов, от которой друзы отошли в Х1 веке, за что их стали преследовать мусульмане. В дальнейшем религия друзов вобрала в себя элементы других монотеистических религий. Друзы считают днем своего народа 30 мая 1017 года, когда Аль-Хаким сделал заявление о своей божественной сущности.
Наименование «друзы» появилось в честь приверженца Аль-Хакима, турка Мухаммеда ад-Дарази. Вместе с тем, друзы считают, что ад-Дарази исказил идеи Аль-Хакима.
Самое святое место для израильских друзов - могила Итро, тестя Моисея. Святыня находится на горе Карней-Хитим, недалеко от Тверии. Раз в год друзы поднимаются на вершину горы и просят пророка, чтобы он продолжал хранить друзскую общину. В общей сложности у друзов восемь почитаемых пророков.
Доподлинно знают все религиозные постулаты лишь те, кого называют эль-акал (образованные). Остальные верующие друзы, изучающие основы религии, именуются джохал (незнающие, «народ земли»). Чтобы постичь даже азы религии, надо быть друзом. Перейти в веру нельзя – друзом надо родиться. Перестать быть друзом проще – достаточно нарушить запрет вступать в браки с представителем любой другой общины, что происходит крайне редко.
Религия предписывает друзам не создавать свое государство, а сохранять лояльность той стране, на территории которой они проживают. Одним из основных правил в религии друзов является адаптация, приспособление к окружающей среде. Этим объясняется то, что друзы, живущие среди евреев, в основном говорят на иврите, а живущие в арабских районах – на арабском.
Сообразно религии, друзские старцы надевают на голову большие белые накидки - символ чистоты. Головы молодых украшают белые вязаные шапочки. У женщин на голове белые платки, перевязанные надо лбом черной лентой, одеты друзские женщины в темно-синие или черные платья – символ скромности, лица открыты.
Религиозный друз обязан брить голову наголо. А вот сбривать усы и бороду воспрещается. Друзам не разрешается есть свинину, употреблять алкогольные напитки и курить.
В большинстве случаев друзы женятся только один раз, даже вдовцам практически невозможно жениться вторично. Разводы в их среде не приняты.

Монастырь Мухрака




Пророк Элиягу (Илья)




Слева направо: координатор отдела русскоязычной прессы при Правительственном пресс-бюро Мария Элькин;
Кармель Насраледдин, глава поселкового совета Далият эль-Кармель;
д-р Фаваз Камаль, пресс-секретарь премьер-министра Израиля по связям с арабской прессой


Кармель Насраледдин, глава поселкового совета Далият эль-Кармель


На обзорной площадке


С высоты 380 метров над уровнем моря видны города и поселения (в т.ч. Хайфа и Йокнеам)

Друзы считают своим долгом поддерживать и развивать монастырь «Мухрака» («пожар»), построенный 200 лет назад христианами-кармелитами. На этом месте Элиягу, каменная фигура которого высится во дворе монастыря, продемонстрировал язычникам силу единого Бога, победив в споре языческих жрецов Ваала.
Друзы верят в переселение душ. Они считают, что душа библейского пророка Элиягу (Ильи) переселилась в пророка Абу-Ибрагима.
По друзскому поверью, на земном шаре один миллиард друзских душ, часть из которых находятся в телах представителей других религий, но все эти души рано или поздно вернуться в тела друзов. Есть у них такая традиция: когда умирает старец, окружающие должны радоваться, потому что душа его в этот момент переходит в другой круг и попадает в тело только что родившегося ребенка. И, напротив, когда рождается ребенок, окружающие должны печалиться, потому что в этот момент где-то умер их соплеменник.
(В минувшем году веру в переселение душ не принял во внимание окружной суд Хайфы. Судьи не посчитали нужным выслушать 7-летнего свидетеля, в которого, по утверждению адвоката семьи убитого друза, вселилась душа жертвы).

Защитники Израиля












Писатель и журналист Мусбах Халаби
и координатор отдела русскоязычной прессы при Правительственном пресс-бюро Мария Элькин.


Журналистов собрали в зале имени Ицхака Рабина






Д-р Фаваз Камаль, пресс-секретарь премьер-министра Израиля по связям с арабской прессой (на фоне портрета дяди-шейха)

Религиозное учение обязывает друзов защищать землю, на которой они живут. С 1955 года служба в армии стала обязательной для юношей, достигших 18-летнего возраста (в отличие от арабов, на которых не распространяется воинская повинность). Друзские девушки не призываются на военную службу, так как приравниваются к ультраортодоксальным еврейкам.
Прежде юношей принимали на службу в друзский пехотный батальон «Хорев» («Меч»). На его эмблеме изображены скрещенные мечи со «щитом Давида», символизирующие единство евреев и друзов. С 1973 года друзы служат в различных воинских частях ЦАХАЛа, и, как правило, продвигаются высоко по служебной леснице. Три года назад друз получил звание бригадный генерал.

Друзы наряду с евреями участвовали во всех войнах Израиля, 389 из них отдали жизни за безопасность государства.
В 1980 году в Далии основан мемориал друзской славы «Яд ле-баним», увековечивший память о каждом павшем воине.
Все залы мемориального центра названы в честь какого-либо лидера еврейского государства. Здесь располагается также подготовительный центр для призывников. Об этом нам рассказал писатель и журналист Мусбах Халаби.
Друзы тщательно следят, чтобы лавр у здания «Яд ле-Баним», посаженный в память о погибших, рос в форме меноры.
На ряде домов мы видели шестиконечную звезду.
На флаге друзов тоже есть звезда Давида. Пять цветов флага символичны: красный означает внутреннюю войну, происходящую в человеке; голубой – воду; зеленый – землю и растения; желтый – свет, солнце; белый – чистоту человека, религию. Каждый из почитаемых друзами пророков также определяется определенным цветом на флаге.

«А-тиква» («надежда») – наш компас земной






За этим столом Нафтали Имбер писал стихи


Элис и Лоуренс Олифанты


Одно из зданий, в котором находится комплекс «Яд ле-баним», представляет собой историческую ценность. Этот дом построил для своей семьи британский подданный, Праведник мира, сэр Лоуренс Олифант (1829-1888), друг друзов и евреев.
Олифант родился в Кейптауне в шотландской аристократической семье, вырос на Цейлоне. Много путешествовал по странам мира, описывая свои поездки в книгах. Дипломат, политик, литератор, журналист – кем только не приходилось быть этому человеку!
Попав под влияние американского мистика и спирита Томаса Харриса, Олифант отправляется жить в коммуну сектантов под названием «Братство новой жизни», расположенную в посёлке Броктон (США) на берегу озера Эри, пожертвовав секте все свои сбережения. Познакомившись в Париже с Элис Лестрэнж, делает ей предложение руки и сердца. Чтобы Элис, наследница состоятельных аристократов, была принята в секту, жертвует собратьям по секте приданое невесты.
В 1879 году неугомонный Олифант предпринимает очередное путешествие и пишет очередную книгу, «Земля Гилад», в которой пропагандирует создание еврейского государства (колонии) на Святой Земле. Убедив в состоятельности идеи премьер-министра Англии, но не найдя поддержки у турецких властей, Олифант переезжает вместе с женой в эти места. В Далие эль-Кармеле он получил 120 акров земли и построил дом. Но идея создания еврейской колонии не покидает его. Олифант ищет поддержки у различных еврейских организаций и разных стран, но не находит ее. В 1882 году Олифант знакомится в Константинополе с Нафтали-Герцем Имбером, который вскоре становится его личным секретарем, переводчиком и рупором его идей.
Нафтали родился неподалёку от Львова в небогатой религиозной еврейской семье. Юноша пишет стихи, с 18 лет разъезжает по свету. Встреча с Олифантом наполняет его жизнь смыслом, а стихи – ярким содержанием. Нафтали принимает предложение Олифанта переехать в Землю Обетованную и поселяется в доме своего старшего друга. Увидев Элис, юноша влюбляется в нее и в своих стихах неустанно воспевает ее красоту. Но Элис не может ответить Нафтали взаимностью, а молодой человек не считает возможным подводить Олифанта… Спустя два года Нафтали покидает гостеприимный дом и поселяется в Ришон ле-Ционе, затем в Иерусалиме. Тем временем Элис умирает от малярии, а вскоре за ней уходит в мир иной Олифант. Охваченный горем, Нафтали покинул Палестину. Через год после смерти Элис в Иерусалиме увидел свет первый сборник стихов Нафтали Имбера «Утренняя заря». Любопытно, что самое важное из стихотворений сборника Имбер начал писать далеко от Святой земли, но тогда оно ему не давалось – не было рядом вдохновляющего образа. Поскольку имя возлюбленной в посвящении не указано, благодарные читатели услышали в стихотворении о неиссякаемой надежде гимн любви к родной земле. Положенное на музыку, после незначительного корректирования, стихотворение стало текстом гимна сионистского движения, а затем и гимном еврейского государства.

«Пока любовь стучит в наши сердца (…) не потеряна ещё (…) надежда...»


Нафтали-Герц Имбер (снимок из Википедии)

В настоящее время в доме сэра Олифанта, входящем в комплекс «Яд ле-Баним», идут реставрационные работы. Несмотря на то, что с потолка сыпется штукатурка, под ногами трещит строительный мусор, с потрескавшихся стен смотрят на нас портреты Элис и Лоуренса. К сожалению, надписи, извещающей о том, что именно здесь был написан текст гимна государства Израиль, почти не видно – она покрыта слоем пыли.

Друзы и политика


Юсеф Насраледдин, основатель Совета и председатель общества «Друзы за сионизм», которое готовится отметить 30-летний юбилей, а было оно организовано в связи с протестом друзов по решению ООН, приравнявшего сионизм с расизмом.




Когда речь заходит об израильских друзах, нельзя не сказать, что предки многих представителей общины сотрудничали с евреями, а их потомки вносят определенный вклад в развитие государства Израиль.
Вместе с тем, друзы Израиля разделены на две группы, политические взгляды, социально-экономическое положение и морально-этические ориентиры которых далеки друг от друга. Большинство друзов Голанских высот все это время демонстрировали свою лояльность сирийскому правительству и бережно хранили сирийские паспорта. Эта позиция обусловлена страхом - в случае возвращения Голан Сирии их могли зачислить в изменники и подвергнуть репрессиям. В израильских документах, свидетельствующих о месте проживания здешних друзов, записано: «Житель Рамат а-Голан», что дает им право на получение израильских льгот. Похоже, гражданская война в Сирии вызвала серьезный перелом в позиции друзов Голанских высот: в последнее время значительно возросло количество заявок на получение израильского гражданства, поступающих от друзов.

На сегодняшний день представители друзской общины занимают прочные позиции в израильском обществе.
Являясь полноправными гражданами государства, друзы практически не голосуют за арабские партии. Первоначально избиратели отдавали предпочтение "Аводе", начиная с 1999 года большинство жителей Далият эль-Кармель поддержали Ликуд, а с 2008 года некоторые друзские селения голосуют за НДИ.



О заинтересованности израильских политиков в поддержке друзской общины нам рассказал пресс-секретарь премьер-министра по связям с арабской прессой д-р Фаваз Камаль, один из организаторов экскурсии.

- Если не секрет, какие предпочтения у ваших односельчан в нынешней избирательной компании? - спросила я Кармеля Насраледдина, главу поселкового совета Далият эль-Кармель.
Задорно рассмеявшись, он ответил:
- Только не «Ликуд» и не «Еш атид»!
Тем не менее, с единственного на весь поселок предвыборного плаката, в качестве декора подвешенного на довольно солидные цепи, смотрел на нас Яир Лапид.

Почему друзы не создают свою партию? «Это – наш фойле штик» (ловкий трюк), - на идише пошутил Юсеф Насраледдин, бывший член Кнессета, принимая журналистов в просторном доме Друзского Сионистского Совета. Юсеф пояснил: основав партию, друзы могли бы получить два мандата, на сегодняшний день друзскую общину в кнессете представляют шесть человек.

Друзы и туризм








Друзская молодежь предпочитает одеваться современно




Хозяйка кафе "Монсерат" со своими детьми


Сбор маслин


До недавнего времени друзы занимались одним лишь сельским хозяйством. Они выращивают хлопок и оливки, известны как большие специалисты по выращиванию табака, хотя курение запрещено им религией. Почти все сырье для израильской табачной промышленности выращивается друзами.
В 70-е годы в районе друзских поселений был создан промышленный парк Тефен, который интегрировал в передовые отрасли промышленности многих представителей друзской общины. Кроме того, друзы работают на предприятиях ряда городов.
В настоящее время жители Галилеи интенсивно осваивают новую для них сферу деятельности – туризм. У деревенского туризма в друзских селах есть серьезный потенциал.

Все больше интересных мест открывается на карте Израиля, не вполне известных широкой публике, что даёт дюбому желающему возможность познакомиться с уникальной культурой жителей деревень, расположенных на севере страны. В программу интеграции друзских деревень (Бейт-Джан, Ярка, Хурфейш) в туристическую отрасль входит знакомство с достопримечательностями, самобытным колоритом, национальной кухней и народным промыслом друзских деревень.
Одновременно с нами на экскурсию к друзам приехали туристические группы их Южной Кореи и Индии. 500.000 человек ежегодно посещают друзские селения.
Сюда стоит приехать только ради того, чтобы попробовать кофе по-друзски, который настоян на сиропах из пряных трав. Любители чистого горного воздуха могут снять здесь гостевую комнату, в кафе имеется большой выбор по-домашнему приготовленных блюд местной кухни, местные лавки соблазняют приезжих самобытными сувенирами, предметами одежды и быта.
«Мы хотим, чтобы журналисты больше узнали о друзах, и рассказали об этом всем, кто прочитает ваши публикации», – так сформулировала цель нашей поездки координатор отдела русскоязычной прессы при Правительственном пресс-бюро Мария Элькин.


«Что вы знаете о друзах?» - этот вопрос задавал, интервьюируя моих коллег, редактор Интернет-портала друзской общины Хасин Халаби.
После столь информационно насыщенной поездки рождается гораздо больше ассоциаций, нежели первая, связанная с питой.
И догадка: а может, слово «друзы» происходит от «друзья»?

P.S. Во время обстрела южных районов страны духовные руководители друзской общины пригласили южан, предложив им сердца и дома: «То, что мы едим, будут есть и наши гости, место есть для всех, денег не надо. Приезжайте и держитесь, братья!»

Галина Маламант, "Новости недели"



This entry was originally posted at http://malamant.dreamwidth.org/39371.html. Please comment there using OpenID.
Tags: галилея, израиль, кармель, сми, экскурсии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments