Galina Malamant (malamant) wrote,
Galina Malamant
malamant

Category:

Выставка "Double Vision" в Хайфе


Мы слышим шелестящую весенними напевами фразу "ветка сакуры" - и сразу понимаем: речь пойдет об Японии. Что еще вызывает первые ассоциации со страной восходящего солнца? Кимоно, харакири, действующий вулкан Фудзияма, гейши... А в области искусства? Театр кабуки, изящные фарфоровые статуэтки, непревзойденные жанровые гравюры укиё-э...

А еще мы точно знаем: Япония - мировой лидер в области высоких технологий. А в области современного искусства?



В Хайфе проводится двойная выставка современного японского искусства "Double Vision" – "Двойная перспектива" сразу в двух музеях – Хайфском музее искусств и Музее японского искусства имени Тикотина, - куда журналистов и блогеров пригласила Маша Хинич, karga_golan.


Прежде чем углубиться в содержание выставок трех музеев (в этот день мы посетили также выставку в Музее Мане-Каца, но об этом будет отдельный пост), мы взбодрились кофе и, по дороге к Музею искусств, любовались красотами Хайфы.


Гарри Резниковский, babayasin


Елена и Владимир Плетинские (Владимир, velelens - редактор газеты "Секрет"; слева - журналист и блогер Марина Шафир, olmas






Передвижная выставка экспонируется в Хайфе ещё и потому, что в городе находится Музей японского искусства имени Феликса Тикотина, по признанию самих японцев - один из лучших музеев вне Японии.


Открытие выставки приурочено к 60-летию дипломатических отношений между Японией и Израилем.
Цель выставки "Double Vision" ("Двойная перспектива") - показать два полюса японского искусства, которые в действительности оказываются неотделимы друг от друга. Экспозиции в двух музеях представляют работы более 30 художников разных направлений, работавших с 70-х годов XX века до настоящего времени. Скульптура и живопись, инсталляции, фотография, видео-арт, документации перформансов - множество направлений искусства представлено в проекте, который, в свою очередь, состоит из двух частей.

Часть 1. Реальный мир/Повседневность

Первая часть выставки в большей мере - взгляд художников на окружающий их повседневный мир, на историю 20 века, на городские и социальные проблемы.

Художник Есимото Нара (Yoshitomo Nara) создает "мультяшных" героев в манере средневековой японской живописи.


"Леденцово-синяя ночь". 2001 (Снимок музея)


"In the deepest puddle II" ("В самой глубокой луже"). 1995


Человеческий взгляд – так скажет каждый владелец собак о любимом питомце


Среди работ Такаси Мураками была, однако, и совсем не характерная его стилю - "Полиритм": белые фигурки американских солдат на неокрашенной древесно-стружечной плите, как критика грубой военщины.


И все-таки, и не только по очевидным приметам, Япония узнаваема! Несмотря на то, что ширма "объевропеилась" веселым узором, она остаётся традиционной, с серебряными квадратами.


Макото Айда. "Бонсай Аи-тян" (сосна).


Yoshihiro Suda
Цветок лотоса сотворен из дерева. Исходя из посыла - природа совершенна - автор стремится добиться в своих работах совершенства в плане полного совпадения с элементами природы, чтобы зритель не обнаружил разницы. До Израиля выставка экспонировалась в Москве. Там художник представил на суд зрителей розу, лепестки которой стали осыпаться. Уборщица сочла, что увядающей розе не место на выставке, и уничтожила ее, выбросив вместе с лепестками в мусорную корзину.
К слову, в Москве фотографировать и снимать разрешалось. По каким причинам в Израиле на съёмки наложен запрет - не знаю. Пока коллеги подтягивались, успела "нащёлкать". О запрете узнала только в зале перфоманса Йоко Оно, уже почти по окончанию экскурсии в этом музее.


В прохладе музейных залов (Ирина, d1se и Ольга, omia)


Йоко Оно.
Перформанс "Cut Piece" ("Отрежь кусочек") Йоко Оно проводила несколько раз - в Лондоне, в Нью Йорке, а также в Париже в 2003 году, когда ей было семьдесят лет. Это были акции в защиту мира. Во время перформанса Оно сидела на сцене - на стуле, а рядом с ней лежали ножницы; зрители в зале должны были подниматься и отрезать лоскут с ее одежды, и в итоге Йоко оставалась обнаженной. Первоначально перфомансы Йоко Оно не имели успеха, а критики отказывались принимать их всерьез. Сегодня это - признанная классика, одна из главных работ в истории не только японского, но и всего искусства перформанса.


Юкэн Тэруя (Yeken Teruya). Кимоно - традиционная японская одежда. В узоры этого кимоно вплетены вместе с растениями и животными изображения американских истребителей и парашютистов, напоминая ставший частью истории острова эпизод американского военного присутствия на Окинаве, – своеобразный протест милитаризму.
В плане объекта критики - политической и социальной - Америка, как уже было (и будет) показано, встречается и у других художников.


Лиеко Шига / Lieko Shiga "Canary: Chiako". 2010


Makoto Aida / Макото Айда. "Воспитанницы школы харакири". (Снимок музея)
Изображение учениц, совершающих харакири, выполнено так задорно, что становится понятно: это - игривая шутка, забава

Следующее имя хорошо известно в мире: Такаси Мураками (Takashi Murakami). Превратившийся в фабрику со многим помощниками по производству симпатичного японского поп-арта, Такаси Мураками показывает несколько живописных работ с придуманным им персонажем по имени Mr. DOB.


"And then, and then, and then, and then" ("И затем, и затем, и затем, и затем")


В этой работе Такаси Мураками отвечает, что может быть "затем". На красно-солнечном поле его Mr.DOB из милого зверька превращается в ожесточившегося зверя с суровым взглядом и способным на зло.


Motohiko Odani
На природе отдыхает обаятельная японочка с бабочкой в волосах (она же - на первом снимке поста). С другого ракурса виднее, что девочка увечная. Что за грибы ее окружают? Может, это мухоморы? Может, это стилизованное напоминание об ядерном грибе? На снимке не видно, но пальцы рук девочки покраснели... Оказывается, не отдыхает девочка, - она отчаянно пытается вырваться, побороть состояние беспомощности...


Motohiko Odani. Цветочная люстра - напоминает о весне?


Motohiko Odani. Трехмерная видеоработа - что-то типа триптиха, но объекты в постоянном движении


2-я часть выставки "Double Vision"


Не пришлось бы, наверное, задумываться, какой высоты Музей искусств,


...если бы не скульптура у его входа:


Кэндзи Янобэ. «Дитя Солнца». 2011


Монументальная, шестиметровая скульптура мальчика в радиационном костюме открывает экспозицию (мы еще вернемся к этой работе).


Нас встречал руководитель объединения хайфских музеев Нисим Таль. Он рассказал следующее.

Более одного миллиона долларов вложил фонд Japan Foundation только в перевозку экспонатов. Устройство выставок, каталоги, экскурсии по выставкам - на бюджете городских музеев Хайфы. За 20 дней - столько выставки "Double Vision" уже работают в Хайфе - есть основания утверждать, что они привлекли внимание израильтян.
Администрация надеется, что израильтяне посетят и местные музеи, стимулируя жителей входным билетом "картис-мешулав": в течение 3-х дней вход во все 5 музеев Хайфы за 60 шекелей.
"Картис-мануй "- билет на год все музеи города - неограниченное количество посещений, плюс Музей Израиля, Тель-Авивский музей искусств, музей Диаспоры в тель-авивском университете и музей Эрец-Исраэль в Рамат-Авиве.


Но возвратимся к выставке "Double Vision".
В Музее размещена вторая часть экспозиции - "Воображаемый мир/Фантазии".
Для начала обратим внимание на вполне реальную соломенную шляпку столь же реальной Виктории Долинской.


А чья это шляпка, кто ее повесил, где ее хозяйка?


"Собирайтесь-ка, гости, на мое угощенье" - и гости собрались. Где же хозяйка, которая постаралась накрыть для гостей стол?
"Я здесь, но нигде" (2000), - отвечает нам японская художница Яой Кусамa (Yayoi Kusama). Художницы нет, есть ее чарующая фантазия и иллюзии в инсталляции.


Лишить себя иллюзий можно в мгновение ока - достаточно использовать вспышку.


Снова Яой Кусама (Yayoi Kusama): реальность плотно сплетена с воображением, иллюзией, вымыслом, фантазией художницы.


Немало иллюзий и у других художников


Таданори Екy / Tanadori Yokoo. "Странствия".


"The Illusion - Crossing the Amagi Pass" ("Иллюзия пересечения перевала Амаги").2007
(Справа - это Марина olmas поубавила иллюзий).


Особенно широко представлен видео-арт. Лестничные пролёты, стены коридоров, отдельные помещения и "тёмные комнаты" - экраны заполонены жизнью и передвижением их героев, - как исторических объектов, так и современников. Их сложно передать в снимках. А есть и такие, "поддающиеся" и весьма симпатичные:


"Кинотеатр в лесу"

Ниже - работы художника Kishio Suga. "Собранное расстояние стены" (или "Сгруппированные промежутки") - так называется одна из его работ. Похоже, автор способен собрать/соединить любые расстояния.


Kishio Suga. Cause. 2002-2003


Kishio Suga. "Angle and Enclosure" ("Угол и Вложение"). 2002-2003
(Не в «Чёрный квадрат» ли?)


Слева - Gathered Distance Wool (Собранное расстояние стены), 2005.
Справа - "Пространство разделения", 1975


Известное в мире имя - Izumi Kato / Идзуми Като. "Художник пишет картины руками, используя кисть только для раскрашивания картин. Герой его произведений - всегда человекоподобное существо неопределенного пола и возраста, порой напоминающее эмбрион или представляющее собой гибридное соединение с растением", - такую характеристику можно прочесть в справочнике о Идзуми Като.






Девочка? Мальчик?


Похоже, по этой паре справочник устарел, и, благодаря Идзуми Като, мы знаем разгадку песни: "Из чего сделаны девочки? Из чего сделаны мальчики?"
Пошутила (плохо ли, хорошо ли) - сознательно. Вторая часть выставки получилась, на мой взгляд, жизнерадостней, с долей юмора - вот и захотелось пошутить.


"Chim↑Pom"


Группа "Chim↑Pom" представлена инсталляцией "Суперкрыса", которая, по идее, должна вызвать жуть: в маленьком, кукольно-игрушечном городе резвятся полчища крыс. В ее основу легли легенды о крысах-мутантах, бродящих по Токио. Кроме того, пик популярности мультфильмов о Покемонах совпал с крысиным нашествием в пригородах Токио.


Марина olmas


Владимир Плетинский
Наблюдала за коллегами - никаких признаков жути на их лицах.


Социальный протест получился беззубым - уж больно крысы на симпатичных Покемонов смахивают


Так победим?!


Тадасу Такаминэ. "Боже, храни Америку".
Художник вместе с женой в этой комнате спят, едят и ведут яростную борьбу с двумя тоннами глины, создавая различные изваяния и постоянно меняя их форму; в итоге глина распадается в аморфную кучу.
Справа - глиняный Джордж Буш, исполняющий гимн США. Глиняная масса олицетворяет существование человека в присутствии глыбы, каковыми могут стать политика и навязывание идеологии.


Хираки Сава. "Жилище". Видео-арт. 2002
В видео "оживают", ведут тайную жизнь игрушечные самолётики: пользуясь отсутствием хозяев, они заводятся, летают по квартире из комнаты в комнату, отдыхают на кровати и и столе. Порой их рёв и гул напоминают кадры военной хроники. Предупреждение?


Такаси Исида. "Гештальт". 1993
Видеоработа Такаси Исида исследует следы, которое оставляет на стенах время: размышления об устройстве современного общества.


Такахиро Ивасаки. "Фенотипическое моделирование". 2010
Из бытовых, повседневных предметов создан город в миниатюре. Становится ли искусством банальная повседневность? - А вам не мешают бесконечные рекламные проспекты? Ну, и как вы с этим боритесь?

ВЫЖИВАНИЕ - таков лейтмотив работ Kenji Yanobe / Кэндзи Янобэ.


"Atom Suit Project. Chernobyl" ("Проект поиска атома. Чернобыль").
После аварии на Чернобыльской АЭС художник побывал там и видел ее последствия. На этом снимке, где в 1997 году автор сам себя сфотографировал в защитном костюме, - одно из помещений детского сада №4 в Чернобыле. Больше всего художника поразило, что над хаосом разрушения по-прежнему сияло сохранившееся под потолком солнышко в ярких лучах.


Сохранившееся солнышко - одна из отправных точек в его скульптурной работе "Дитя Солнца". Кэндзи Янобэ создает скульптуру в марте 2011 года, после землетрясения в Японии и событий на АЭС "Фукусима-1".


Шлем и зашкаливший счетчик Гейгера - именно эти части снаряжения были на скульпторе в зоне радиации Чернобыля - стали отдельным экспонатом выставки.


Юное лицо и радиационный костюм - такое противопоставление говорит о жизнелюбии и вере в будущее – обо всем, что может обеспечить выживание после Фукусимы. Теперь, когда счетчик Гейгера показывает «000», фигура исполнена "мужества, необходимого для того, чтобы создавать новый мир и преодолевать все трудности".


Что придумать, чтобы спастись? Может, все живое отправить на другие планеты?


Может, на чаше весов победит такое мнение: надеть на себя и на любимую собачку скафандры? Художник, напоминая, что каждый может стать жертвой в битве за атом, не дает решения - в работе подчеркивается идея выживания.


Иногда решения подсказывает жизнь: что может быть лучше, чем "перекуем мечи на орала" - вместо изготовления скафандров шить мирные спецодежды, как у этого работника кафе при музее?

Как ни стараться разделить мир реалий и воображения, мы всегда остаемся на границе этих двух миров...


Чей фотоаппарат круче? Обмен впечатлениями

Современное искусство может вызвать бурю самых разных эмоций – от восторга до отвращения. Однако, оно призвано открывать нам нечто новое, нестандартное, порой эпатажное.

Мнения коллег о выставке "Двойная перспектива" сложились разные. Чаще звучали восторженные отзывы, порой проскальзывали ноты разочарования - в основном, в связи с отрицанием новых направлений в искусстве, в частности - инсталляций. На этом фоне вполне резонно прозвучало мнение: "Может, мы просто не доросли до восприятия нового?"
Вам интересно моё мнение? - я из тех, кто стремится познавать, сравнивать и расти. А фыркать и плеваться вообще не по мне - творческий труд достоин уважения. Но, однозначно: выставка впечатлила всех.


Анна dona_anna, справа - Ирина, irenase


Марина, olmas; Анна dona_anna; Ирина irenase


Ада и Ирина


Ольга omia и Владимир velelens


Полина Лимперт gurme_pl


stranna


Здесь издатель Рина Жак и писатель Керен Певзнер kirulya до просмотра выставки


По окончанию просмотра Рина (она из тех, кто в восторге от выставки, и чей вкус не вызывает сомнений) не попала в кадр, а все так же улыбающаяся kirulya всем видом показывает: устала, но очарована (правда, что она думает на самом деле - не спрашивала).


Если осталось вдохновение фотографировать друг друга, значит, знакомство с выставкой дало положительный заряд.


Впрочем, подкрепиться не помешает...
Полина Вильфанд ("Новости недели"), Яков Шаус ("Вести") и Дана Кучеровская (Первое радио)

***

Страна восходящего солнца априори восхищает и очаровывает. Главная причина, наверное, в том, что японцы всегда и во всем умели найти гармонию и бережно относятся ко всему, в том числе - к объектам искусства.
Все новое, как правило, отрицается, оспаривается, встречается в штыки. Сегодняшнее артпространство кажется безразмерным. Роботы, манга, аниме, сверхновые технологии - современное японское искусство безоговорочно шагнуло за рамки традиций.

Нет ни одной страны мира, в какой бы такое внимание уделялось комиксам и анимации. Япония - единственная страна в мире, выдвигавшая на Оскар за "лучший иностранный фильм" полнометражный мультфильм. Даже когда создатели манги или аниме хотят создать нечто "совершенно европейское" или "абсолютно американское", они не могут уйти от культуры, которую впитали с молоком матери. И именно поэтому их художественные эксперименты не разрушают японскую культуру, а дополняют ее, расширяют ее набор приемов и идей.

Инновации современных японских художников, при всей их необычности, не перечеркивают традиционное искусство, а весьма деликатно и трепетно относятся к нему.


Каждый участник выставки вкладывает в понятия "реальность" и "воображение" свой собственный смысл. Можно ли понять современное японское искусство без пояснений? Во время посещения выставки такой вопрос не вставал. "Да!" - ответ могу дать, уже осмысливая услышанное из уст "самурашки" - специалиста по Японии Софии Березанской (Гугелев).
София, заведующая образовательными программами в музее "Тикотин" проводит по субботам экскурсии на русском языке, но о них надо заранее договариваться.

Выставка "Double Vision" продлится до 16 января 2013 года.
Хайфский музей искусств – улица Шабтай Леви, 26.
Музей японского искусства имени Тикотин – сдерот ха-Наси, 89.
Часы работы: воскресенье, понедельник, среда, вторник, среда – с 10.00 до 16.00, четверг – с10.00 до 19.00, пятница - с10.00 до 13.00, суббота - с 10.00 до 15.00.
Сайт хайфских музеев: http://www.hma.org.il/





This entry was originally posted at http://malamant.dreamwidth.org/31442.html. Please comment there using OpenID.
Tags: выставки, музеи, хайфа, япония
Subscribe

  • Необыкновенный зимородок обыкновенный!

    По библейской легенде, Зимородок Обыкновенный получил столь яркую окраску после Великого Потопа. Ной выпустил птицу из ковчега, и она взлетела…

  • И снова финики!

    Трапеза попугая Прочитал попугай мой пост про пользу фиников Известный финик "Неизвестный", и решил приобщиться

  • Конкурс зимородков

    Белогрудый зимородок: Какая модель краше? Зимородок Обыкновенный: Зимородок малый пегий:

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 46 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Необыкновенный зимородок обыкновенный!

    По библейской легенде, Зимородок Обыкновенный получил столь яркую окраску после Великого Потопа. Ной выпустил птицу из ковчега, и она взлетела…

  • И снова финики!

    Трапеза попугая Прочитал попугай мой пост про пользу фиников Известный финик "Неизвестный", и решил приобщиться

  • Конкурс зимородков

    Белогрудый зимородок: Какая модель краше? Зимородок Обыкновенный: Зимородок малый пегий: